«Этносфера» как русский джазовый стандарт

Во Дворце на Яузе прошел очередной фестиваль «Этносфера» с участием Сергея Старостина, хора «Сирин», Алексея Архиповского, Сергея Филатова, «Маримба Плюс», «Лойко» и многих других звезд этно-музыки. Фестивали под названием «Этносфера» и присказками вроде «Русские сессии» или «Новое дыхание традиций» проходят аж с 2003 года на разных площадках. Организатор этих фестивалей – джазовый пианист Сергей Филатов, так что стилистика участников так или иначе клонится к фьюжну этники и джаза. Важным критерием оказывается профессионализм музыкантов, и здесь «Этносфера» естественным образом сопоставляется с другим фестивалем «Мамакабо» (и пересекается по составу участников). Именно с него, запрыгнувшего ни много ни мало в Египет (!!!) только-только вернулся порядком загоревший Сергей Старостин, который вместе с Андреем Котовым и вел этот фестиваль-концерт-телесъемку на DVD.


Из Египта только-только вернулся порядком загоревший Сергей Старостин, который вместе с Андреем Котовым и вел этот фестиваль-концерт-телесъемку на DVD

- «Этносфера» - это музыканты, которых вы знаете, - торжественно и велеречиво повествует Андрей Котов. – Они прошли большой путь в музыке. Но наряду с ними выступают студенты, молодежь, люди другой формации.

«Студенты» и начали фестиваль. Группа «Ладони» разогрела зал, и подготовила к восприятию весьма необычного номера. Хор «Сирин» под руководством Котова взялся спеть песню Владимира Высоцкого «Купола». «Вообще-то мы их сделали для себя, но споем и для вас», - извиняюще улыбается Котов. Из страстной песни Высоцкого получилось блаженное пропевание неожиданно пафосной мелодии девушкой явно не от мира сего. Результат спорный. «Мы тут экспериментируем, вы слышите эксперименты», - то и дело напоминает Сергей Старостин…

Хор Сирин
Хор «Сирин» под руководством Котова взялся спеть песню Владимира Высоцкого «Купола»

Фольклорный ансамбль «Веретенце» под руководством Елены Краснопевцевой был куда традиционнее. Песни об урожае, солдатской доле слушались в девочковом исполнении странновато, но задушевно. А капелла с отбивающей ритм ложкой – уже задорнее. Вышедшая же из тех же «Веретенцев» Таисия Краснопевцева, спевшая песни из южнорусских фольклорных экспедиций, и вовсе показала все зачатки фолк-дивы. Вместе с Филатовым и Клевенским прозвучала песня «Ели», - великолепная world-music самого высокого класса.

Филатов и Клевенский продолжили уже без Краснопевцевой. Авторские композиции Сергея Клевенского, широко известного по совместным записям с другими музыкантами, относительно редко звучат на концертах. «Воспоминания о детстве, о том, как ты лежал, смотрел на звезды, и не задумывался, когда у тебя заболит спина», - образно обрисовал настроение своей трехчастной композиции сам Клевенский. Джазовые клавиши, но на первую сильную долю, и почти детская мелодия калюки и ирландской флейты, переходящие в ярмарочное бурное веселье, и снова возвращающиеся в детские мелодии. Тоже южнорусская мелодика, она непредсказуемым образом преобладала в этот вечер.

Сергей Клевенский
Авторские композиции Сергея Клевенского, широко известного по совместным записям с другими музыкантами, относительно редко звучат на концертах

Этно-фьюжн проект «Груня», отменно зарекомендовавший себя на прошлых фестивалях, теперь выглядел весьма блекло. Отказавшись от поп-составляющей и сконцентрировавшись на джазовом аккомпанементе и народном вокале, проект много потерял. Песня «Гусли звончатые» из Белгородской и Курской областей (да-да, снова юг!) достойна более жаркого исполнения. Совсем не та стала «Груня»…

Груня
Этно-фьюжн проект «Груня», отменно зарекомендовавший себя на прошлых фестивалях, теперь выглядел весьма блекло.

Еще один этно-джазовый проект «Горница» в составе гармонь, балалайка, бас, саксофон и свободные танцовщицы (то есть без ударных!) исполнил «Да на речке, на речке». Отменный вокал, разве что драйва да удали недоставало такой «Горнице».

Джазовое трио Сергея Макеева обратилось к купальным песням, тем, что поются на Ивана Купалу. И на белорусском языке. Получилось задорно и мелодично. Так что Сергей Старостин даже предложил подумать о новых, русских, джазовых стандартах: «Хочется, чтобы наши джазмены играли не только привычные стандарты, но и такие стандарты, как «Ой, мороз, мороз» или «Шумел камыш». Чтобы во всем мире это стало джазовыми стандартами!»

Гений русской балалайки Алексей Архиповский отыграл бахообразную космичную феерию, почти без своих привычных трюков. А затем показал невероятную техническую виртуозность, едва ли не «Полет шмеля», но свой полет, авторский. Блистательное выступление Архиповского задало камертон всему фестивалю «Этносфера».

Алексей Архиповский
Гений русской балалайки Алексей Архиповский отыграл бахообразную космичную феерию

Не заявленным сюрпризом стало появление группы «Zventa-Sventana». Тина Кузнецова (отвечающая за джаз и электронную музыку) и Алена Романова (отвечающая за русский фольклор) поначалу рассказали о том, что название группы они взяли из книги Даниила Андреева «Роза мира», где оно обозначает божественную монаду, самую сильную материнскую любовь. Тина призналась, что это «именно Сергей Старостин наставил меня на путь истинный». Прозвучали «Брови» (Смоленская область) и «Отдавала меня мать» (Тульская область), на последней к группе присоединился Сергей Клевенский.

Во втором отделении после долгой настройки зрители услышали выступление знаменитой «Маримбы Плюс», отвечающей за еврейский фольклор. Композиция «Иерусалим» сыграна с участием миди-маримбы здоровенных размеров, настолько здоровенных, что вызвала неподдельный интерес даже у много всего повидавшего Сергея Старостина. Он ее оглаживал и едва ли не ощупывал. Картинка жаркого восточного города с маревом, муэдзинами, плясками на площадях – вот что такое «Иерусалим» в исполнении «Маримбы Плюс». Вторая композиция «На Золотых песках» продемонстрировала отменное взаимодействие флейты, кларнета и тенор-сакса на базе традиционного клезмера.

Маримба Плюс
Во втором отделении после долгой настройки зрители услышали выступление знаменитой «Маримбы Плюс»

Группа Екатерины Черноусовой состоит из 17 человек, так что поместиться на небольшой сцене Дворца на Яузе им было непросто. «Ах ты добрый молодец» (Белгородская область) – снова соединение джаза и русской мелодики, расцвеченное вокальной импровизацией Черноусовой.

Выступление Ежевики и группы «Ойме» представило довольно редкое на world-сцене мокшанское пение (Мордовия). Новый проект студии Владимира Осинского, в котором участвует известный перкуссионист Марио, как и «Груня», почти отказался от поп-составляющей. В результате от аутентичности ушли, а к своеобразности так и не пришли. Стройная и артистичная Ежевика весьма органична именно в поп-композициях, и старинные мордовские песни тут отличное подспорье. Возможно, стоит задуматься над большей хитовостью этих переработок.

А вот мультиинструменталист Булат Гафаров уже нашел себя. Играющий одновременно на дюжине инструментов артист умеет сделать настоящий аттракцион на сцене. Калюка, варган, калимба, тыковка с семенами из Перу – все идет в ход. Композиция Drums, например, сочетает одновременную игрую на варгане, куике и горловое пение. А нечто с шуточным названием «Калимба-малимба» - разумеется, калимбу, звукоподражание, колокольчики на ноге и множество дудок.

Булат Гафаров
Булат Гафаров и «Калимба-малимба»

Певица Екатерина Бродская из театра Надежды Бабкиной напомнила о замечательной воронежской певице Марии Мордасовой, исполнив ее «Страдания» в довольно оригинальной манере. Технично, но не харизматично.

Хор «Любо» из Краснодара удивил песнями линейных казаков, исполняемых столь задорно и отчаянно, что вызвало самые искренние эмоции в зале. «Зоренька» с аккомпанирующим джем-составом Филатов-Клевенский-Кись получилась отменной. Сам Виталий Кись вскоре уже показывал, как украинские народные песни можно играть на классической гитаре. Особенно удался «Гопак» - джаз извернулся в самую танцевальную свою сторону, а дующий в свою дуделку Филатов смешил еще более.

Еще одним очень приятным сюрпризом стало появление знаменитого цыганского трио «Лойко». Тут было всё. И переклички скрипки Сергея Эрденко со скрипкой Владимира Бессонова. И виртуозные пассажи. И «Чардаш» Монти, переходящий в танго, а затем в колыбельную из «Спокойной ночи, малыши». И цыганский жар Эрденко со срывающимися струнами. Блистательное выступление больших мастеров – оно останется запечатленным на будущем DVD.

«Лойко»
Блистательное выступление больших мастеров «Лойко» – оно останется запечатленным на будущем DVD

Наконец, от конферанса Сергей Старостин перешел к собственному выступлению. А выступление началось с песни, посвященной дочери – «Манечка». Затем прозвучал дуэт с самой дочерью Машей про комарика. Маша уже довольно уверенно поет, и подает весьма большие надежды. Взяв гусли, Старостин спел одну из самых своих известных песен «Глубоко», и завершилось выступление а капелльной импровизацией Котова и Старостина…

Стоит отметить, что слабое техническое оснащение Дворца на Яузе (бывшего ДК МЭЛЗ) создало множество сложностей как по звуку, так и по свету. Некоторые номера приходилось исполнять заново, «для записи». Возможно, в ДК стоило привезти гораздо больше аппаратуры, чем пришлось использовать. Хотя понятно, что фестиваль делается на энтузиазме и без какой-либо финансовой поддержки. И сам факт проведения такого фестиваля заслуживает самой горячей поддержки и благодарности. Только удастся ли создать высококачественный видео-продукт самого высокого мирового уровня, соответствующего уровню большинства выступавших музыкантов, - теперь очень большой вопрос.

Впрочем, выпуск DVD уже не за горами. Посмотрим и послушаем.

Гуру КЕН, для «Новости шоу-бизнеса»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд

Еще об этом