Если очертить отличие фестиваля «Этносфера» от прочих этно-фестивалей, то критериев будет два: высочайший профессионализм и страсть к импровизации.
Фестиваль стартовал в 2003 году усилиями этно-джазового пианиста и культуртрегера Сергея Филатова, и с тех пор проходит 1-2 раза в год, после чего оставляет превосходные видеозаписи, с любовью издаваемые на DVD. «Чтобы можно было показать, что в России есть качественный продукт «с корнями» - качественно задуманный и качественно сыгранный, сведенный, отснятый, смонтированный. Который не стыдно показать и у себя в стране, и за рубежом. Высокопрофессиональный продукт», - формулирует в интервью Сергей Филатов.
Нынешний фестиваль стал двухдневным, и прошел в бард-клубе «Альма-Матер» (бывшем «Джаз-Тауне»). Сколь ни дивись громкости и уважаемости имен, выступающих на «Этносфере», но нынешний звездопад, кажется, превзошел все предыдущие. Один только приезд Аркадия Шилклопера и его совместный сет с гуру российского этно Сергеем Старостиным чего стоит!
Фестиваль стартовал в 2003 году усилиями этно-джазового пианиста и культуртрегера Сергея Филатова,
День первый
Ведущим первого дня стал лидер «Несчастного случая» Алексей Кортнев. Он, хотя и путался в именах-заслугах артистов и даже в названии фестиваля, сумел передать теплоту отношения к уникальным музыкантам. Щупал диковинные инструменты, вспоминал смешные истории, связанные с выступающими артистами. А начали-то с детей. Детский необыкновенно серьезный хор Сирина и задорный девчоночий ансамбль «Веретенце» проложили путь основательному проекту «Фолк-тайм» из выпускниц РАМ им. Гнесиных с солидной прибавкой из битбоксеров. Густой грув с ритмичными распевками завершился едва ли не молдавскими плясками, которые на поверку оказались песней некрасовских казаков.
Один из побочных и при этом прекрасных проектов, рожденных «Этносферой», - «Bio – trio» в составе: Сергей Филатов, Сергей Клевенский и Таисия Краснопевцева. Необыкновенно прозрачная музыка, кроёная элегантными фортепианными пассажами, неуемным сопением дудок и прочих духовых и, конечно, чистым серебристым голосом Краснопевцевой. Колыбельная «Спать ложися», энергичная «Ладушка» или солдатская песня «Доля моя» звучат одинаково интеллигентно, без единой лишней ноты, как творения умелого скульптора, отсекающего все лишнее. Даже волынка в пьесе «Лунапарк» звучит не привычно-ирландски, а скорее трубным зовом в ошеломляющей пустоте бытия.
«Этносфера» - это еще и мастер-классы. Сергей Старостин размышлял о предназначении музыканта. «Мне уже много лет, и потому мне не все равно, что петь. С годами я начал задумываться, в чем самая суть народного пения. Не секрет, что многие батюшки, вплоть до высших иерархов, обрушиваются на народную культуру, упрекая ее в изначальном язычестве, до сих пор не изжитом. И наш народ до сих пор не совсем христианский, поклоняясь одновременно одному Богу и многим богам. Какая-то доля правды в этом есть. Есть ли противостояние с заповедями Христовыми? Я начал искать ответ в текстах песен, которые сам пою. И пришел к выводу, что никакого противоречия нет. Свод народных песен – те же заповеди. В народных песнях концентрируется мудрость, которая помогает человеку прожить, выжить, несмотря на самые тяжелые условия существования. По сути, это та же христианская мораль, заповеди…».
Ансамбль «Горница» и Театр Песка Сергея Назарова показали театрально-музыкальную композицию, посвященную вспыхнувшей любви между Стенькой Разиным и полоненной им персиянкой. Технические сложности помешали достойно ее исполнить, но «Горница» не растерялась и… еще раз спела ее, уже безупречно и драматично.
Еще одна звезда мировой музыки «Волга» продолжила фестиваль прошением воды, заговором пьянства и вечно актуальной песней «Жито». Анжела Манукян спела истово, с лирическим надрывом и мощной экспрессией в верхнем регистре.
Анжела Манукян спела истово, с лирическим надрывом и мощной экспрессией в верхнем регистре
Звездную череду перенял человек-оркестр Борис Базуров. Один только изобретенный им гуслетар, мрачноватый мутант из чепмен-стика и гуслей, создает неповторимый гулкий саунд, а в помощь приходили варган и тамбурин (по нему Базуров отстукивал ногой). Протяжные песни о непростой доле трудового люда в исполнении характерного вокала Базурова показались еще более беспросветными.
Сергей Филатов сыграл лирическую пьесу с этническими мотивами, после чего вместе с вездесущим Клевенским присоединился к коллективу Алексея Сахарова: квинтет девушек в сопровождении скачущего рояля и мирно похрипывающего контрабаса с перкуссией.
И вот выход долгожданных Шилклопера и Старостина. Они сыграли вместе две композиции на альпийском роге и духовых из безбрежного арсенала Старостина, разделенные любимым соло-дивертисментом Шилклопера на валторне. Пожалуй, более интригующим было бы единение валторны с вокалом Старостина. Но и инфернальный альпийский рог исполинских размеров оказался чутким и достойным импровизатором в песнях Старостина.
И вот выход долгожданного Шилклопера
Завершился первый день фестиваля фактическим «бисом» гитариста Энвера Измайлова. Особенно тепло зрители встретили юморной (и крайне технически изощренный) «Блюз на 7/16», приправленный непременной байкой от Измайлова.
День второй
Второй день фестиваля «Этносфера» открыло трио культового гитариста Ивана Смирнова, отчаянно опаздывавшего на поезд в Вологду и, кажется, все-таки на него опоздавшего. И здесь не обошлось без вездесущего Клевенского! Смирнов был в ударе, рассыпал виртуознейшие пассажи, и словно ощущал себя на ромашковом поле, лучась доброй энергией.
Алексея Кортнева сменили в качестве конферансье Сергей Старостин и известный бард Андрей Козловский. Отчаянно балагуря, они представили акустическую ипостась ансамбля Zventa Sventana, с сибирским гусляром Дмитрием Парамоновым. Получилось крепкое трехголосие: спетый дуэт Тины Кузнецовой и Алены Романовой мягко слился с нервным высоким голосом Дмитрия. Песня Белгородской области «Мы пойдем с тобой, Машутка», протяжно-акапелльная «Ой же ты разлука» или плясовая «Дорогая-дорогой» одинаково свежо продемонстрировали современные трактовки народной песни «без рока». Зато не без плясок.
Руководитель «Сирина» Андрей Котов и Сергей Филатов затронули другую, не менее важную, область русской культуры. Духовный стих «Душа моя прегрешная» прозвучал в «этносферовском» формате: возвышенный духовный глас и чуткая фортепианная импровизация.
Бас-гитарист Антон Горбунов – немногий из породы солирующих и импровизирующих (это ключевое для фестиваля понятие) басистов, - сыграл композицию при помощи лупера (в прошлый день им же блистательно пользовался Энвер Измайлов), затем к нему присоединился… нетрудно угадать, Клевенский, и вдвоем они выдохнули, иначе не скажешь, медитативную композицию «Желтая река».
Одна из лучших отечественных этно-поп групп «Ойме» во главе с энергичной моделью-певицей-красавицей Ежевикой немедленно ошеломила задорностью и римтичностью мокшанских и эрзянских (это всё народы Мордовии) песен. Ежевика, потрясая ритуальным посохом с колокольчиками под названием люляма, объяснила, что это символ мужского плодородия, и стоит мужчине постучать им о землю, стоит ждать прибавления в семействе. Многодетный Старостин стучать тут же вежливо отказался. Зато сама Ежевика стучала лялямой весело и грозно, в такт изощренной перкуссии Михаила Соколова. Песни о наступлении весны, о парне, укравшем сердце девушки, о проблемах во взаимоотношениях с «собаками» - свекром и свекровью, призывы «Пойдем с нами, девки, сено воровать!» - все это и в инструментальном исполнении (с щедрой подложкой-плейбеком), и в акапелльном варианте звучат порой как откровение. Столь чистого преломления аутентичной мелодики в современной трактовке еще поискать, а уж для мордовской традиционной культуры – глоток свежего воздуха и по-хорошему экспортный продукт. Завершила «Ойме» скандированием пожелания благополучия «Паст щан готь!» и детской песенкой «Дятел».
И снова на сцене «Bio – trio». Одна из композиций трио навеяна звуком просыпавшихся кофейных зерен. «Это случилось на гастролях, Таисия варила кофе, и услышав звук зерен, Филатов тут же бросился к роялю!» - рассказал Клевенский. И, действительно, фортепианные арпеджио в «Кофе с молоком» очень напоминают этот знакомый звук, сложившийся в мелодию, ставшую стандартом для коллективной импровизации (куда без нее?).
На основную сцену фестиваля вышла вся группа «Иван Купала» с безупречным саундом
Еще два мастер-класса провели в Малом зале клуба танцевальный коллектив «Туда-сюда» и музыкант группы «Иван Купала» Роман Ломов.
Вскоре на основную сцену фестиваля вышла вся группа «Иван Купала» с безупречным саундом и премьерой песни «Искорка», которая войдет в долгожданный новый альбом группы. Музыканты обещают выпустить его уже нынешней осенью.
Проект «Груня» предстал в этот вечер отнюдь не привычной этно-поп гранью, но скорее акустическим минимализмом. Даже солистка группы то и дело уходила со сцены, уступая место страстным импровизациям гитариста Виталия Кися и Сергея Филатова. Вдвоем они исполнили пьесу «Лес», с которой 13 лет назад началось их плотное сотрудничество, да сам Кись сыграл сольную композицию. Его жена Елена Кись, она же Груня, сосредоточилась на украинских народных песнях. А затем, как это было уже на фестивале 2007 года, подключили к музицированию юного перкуссиониста Виталия Кися-младшего.
Послевкусие
Фестиваль «Этносфера» стал своего рода феноменом. Это и не джазовый фестиваль, хотя в нем очень много джаза. И не фолк-фестиваль, хотя на нем звучит немало народных песен, в том числе в практически аутентичном исполнении. «Этносфера» заняла экологическую нишу русской музыки для подготовленного слушателя. Интеллигентного и думающего. Нынешний фестиваль прошел при поддержке Правительства Москвы, и очень важно, чтобы это уникальное культурное явление продолжило существовать.
Гуру КЕН
Фото - Светлана Мальцева
Еще фото:
Елена Кись сосредоточилась на украинских народных песнях.
Zventa Sventana
Иван Смирнов
Завершился первый день фестиваля фактическим «бисом» гитариста Энвера Измайлова
Дуэт Аркадия Шилклопера и Сергея Старостина
Сергей Клевенский
Музыкант группы «Иван Купала» Роман Ломов провел мастер-класс
Комментарии