По поверью, восклицанием «Мамакабо!» приветствуют друг друга аборигены с острова Провиденсия, которые при общении не разговаривают, а поют.
Очередной карнавал странствующего международного музыкального арт-фестиваля «Мамакабо» отгремел в самом конце августа под Боровском, что в Калужской области. Фестивалю семь лет, а прошел он в двадцатый раз. Аналогов не сыскать: «Мамакабо» проводится иной раз пять-шесть раз в году, и география на диво изобильна – Вологда и Самара, Финляндия и Египет, Коктебель и Питер, Москва и Калуга… Словно цыганский табор, носится фестиваль по городам и странам, окрашивая площадки в жизнерадостный желтый цвет и смешивая в яркий коктейль профессиональных музыкантов, аниматоров, актеров, клоунов и добровольных волонтеров.
О неординарном явлении всегда нагляднее говорить на конкретных примерах. Нынешний 4-дневный юбилейный фестиваль собрал такой лайн-ап: гитарный виртуоз Tommy Emmanuel (Австралия-США), басист-виртуоз Etienne Mbappe (Камерун-Франция), виртуоз губной гармошки Howard Levy (США), Темур Квителашвили (Грузия), Ирина Богушевская, Евгений Маргулис, Максим Леонидов, «Квартал», Сергей Манукян, Леван Ломидзе, трио Jukebox, Энвер Измайлов, Иван Смирнов, Вячеслав Горский и много-много других первоклассных музыкантов. Несмотря на столь разношерстный список, участников объединяет очень многое: профессионализм на грани виртуозности (включая оную), страсть к импровизации, позитивный посыл и неординарность личности самого музыканта.
Жанровых ограничений, в самом деле, нет. Хотя понятно, что там, где замешана импровизация, без джаза не обойтись. И большинство постоянных участников «Мамакабо» прежде всего отменные джазмены. А уж Манукяна, Ломидзе, Смирнова, Горского, Лахути и Мишуриса с полным правом можно называть элитой российского джаза. Блюз или фанк дышат не менее свежо и легко, если за дело берутся такие мастера, как Маргулис или Jukebox. Ух, какие джем-сейшны по ночам забабахивали между собой «джазмены» и «блюзмены»! Иностранные звезды довольно скоро вписались в доброжелательный антураж фестиваля, и счастливчики могли услышать где-нибудь в пять утра зажигательные битловские мелодии, например, от Томми Эммануэля, Говарда Леви, Сергея Манукяна и музыкантов Богушевской. Фантастика, да и только.
Фестиваль во второй раз приютил культурный центр «Этномир» - огромное пространство с моделями жилых домов из клееного бруса всех континентов и эпох в натуральную величину. На усеянных монгольскими юртами и украинскими хатами полях выстроили две сцены, дневную и ночную. По правде сказать, многое попутал дождь. После изнурительно жаркого московского лета с небес вдруг зарядил проливной занудный дождь. Он откровенно отпугнул изрядную часть зрителей, которые в дождь не решились ехать на опен-эйр из Москвы и Калуги. Заодно залил дневную сцену, и на второй день фестиваля ее пришлось перенести в здание, защищенное от небесных хлябей.
Но что такое дождь для образованной и туристически подкованной публики «Мамакабо»? Зрители тут же облачились в дождевики. Клоуны прикрылись клоунскими зонтиками. Музыканты получили отличный звук и свет, плюс сухую сцену. В ливень прошли самые яркие сеты. За кулисами Евгений Маргулис признавался, что никак не ожидал таких восторженных танцев под дождем. Крымский виртуоз «пальцевого» метода игры на гитаре Энвер Измайлов, только что отпраздновавший получение звания народного артиста Украины, только снисходительно махал рукой: «Какой холод? Музыканту дайте хорошую публику, и он в мороз сыграет все, что надо!»
Именно в дождь случались чудеса. Когда на второй песне Маргулиса на мокрую сцену вышел Говард Леви, тот самый Леви, что придумал собственную технику – он играет хроматику на самой обычной диатонической гармошке – и преподает по всему миру. Вышел и сыграл первоклассное соло на ерническом «Блюзе о вреде пьянства» так, словно прекрасно понимал, о чем песня. «Сбылась моя мечта!» - выдохнул Маргулис после сета.
Сам же Говард Леви, в своей жизни переигравший с Bobby McFerrin, Dolly Parton, Rabih Abou Khalil и другими суперзвездами, выдал композицию Джанго Рейнхардта так, будто не губная гармошка звучала, а нервная рваная гитара Рейнхардта. Когнитивный диссонанс, как выражается Пелевин.
«Басист в шелковых перчатках» Этьен Мбаппе, играющий ныне в группе самого Джона Маклафлина («King Crimson»), а до того работавший у Джо Завинула, выдал изрядную смесь фанка, корневой камерунской музыки, европейского минимализма и даже клезмера. За плечами Мбаппе – парижская консерватория, и это заметно. При этом Этьен успевает петь, заводить публику и дирижирует массовыми плясками на поле.
Гитарный виртуоз Томми Эммануэль впервые приехал в Россию именно по приглашению «Мамакабо», теперь у него масса поклонников. Эммануэль играет на акустической гитаре пальцевым методом, умудряясь вести по три партии одновременно. Перкуссия для него – дека и гриф гитары, по которым он отстукивает пальцами, щеточками и иногда микрофоном. Одна гитара заменяет собой стандартную группу, а сам Томми еще и весьма выразительно поет. Он работал с Эриком Клэптоном и Стиви Уандером, Лес Полом и Тиной Тернер, получал звания лучшего акустического гитариста в США и Австралии. «Здесь настоящая домашняя атмосфера! – восклицает Эммануэль. – Невероятно доброжелательный прием зрителей!»
Для профессионалов музыкальной индустрии будет весьма важным узнать, что «Мамакабо» проводит мастер-классы для музыкантов, с участием всех хедлайнеров. В этот раз на мастер-классы расщедрились Томми Эммануэль, Этьен Мбаппе, Говард Леви и Сергей Манукян. Яблоку было некуда упасть. Эммануэль, например, советовал начинать обучение пальцевому методу с овладения басовой партии. Леви активно рекламировал свой интернет-курс обучения техники игры на губной гармошке, но все же показал, как на выдохе можно добиться чистоты хроматической гаммы на диатонике «спустя много-много лет тренировок», как с улыбкой пояснил виртуоз. Мбаппе, с легкостью жонглируя сложнейшими нечетными размерами, расчленял свою басовую партию на периоды, и буквально по нотам демонстрировал технику звукоизвлечения.
Фестиваль собрал 5 тысяч зрителей, несмотря на дождь. Незадолго до фестиваля был получен грант от Министерства культуры РФ, который покрыл часть расходов. Спонсоры помогли привезти иностранных артистов. И теперь Тимур Ведерников, бессменный директор и идеолог «Мамакабо», с оптимизмом смотрит в будущее.
«Наверное, я перебрал со звездами, – говорит он «Музыкальной жизни». – Такого состава участников хватило бы на три фестиваля. Но я не могу остановиться! Услышу отличного музыканта, и загораюсь, хочу привезти его к нам, показать зрителям это чудо. А там будь что будет!»
Гуру КЕН, для журнала «Музыкальная Жизнь»
Комментарии