Словацко-австрийский кроссовер-квартет «Яношка» впервые выступил в Москве, на сцене Большого зала консерватории.
История создания квартета достаточно необычна, поскольку все его участники — родственники. Три брата Яношка — Ондрей (скрипка), Франтишек (фортепиано) и Роман (скрипка), плюс еще один родственник — шурин Джулиус Дарвас (контрабас). Родившись в Братиславе и получив отличное музыкальное образование, они перебрались на постоянное место жительства в Вену. Поиграв с разными коллективами и сделав попытки сольной карьеры, они пришли к желанию играть вместе что-то свое.
Модный сейчас жанр камерного инструментального кроссовера «Яношка» реализует как оригинальный микс элементов академической музыки с джазом, фанком, романсами, цыганской музыкой, танго и всем, чем угодно. Скажем, вальс Штрауса может плавно перетечь в романс «Дорогой длинною» и уплыть в джазовые импровизации, «Кармен» Бизе раствориться в канкане, Моцарт в румбе, каприс Паганини перетечь в «Билли Джин» Майкла Джексона… Все это музыканты продемонстрировали на концерте в БЗК. Пиарщики ансамбля ласково называют это «Яношка-стайл», но на самом деле — это вполне привычный и очень профессионально сделанный кроссовер на джазовой основе.
Плюсы такого подхода очевидны — широкая аудитория готова к подобным упрощениям (полагая, что соприкасается с высоким искусством), а немногочисленные пуристы быстро покидают зал (БЗК, например). Академическая подготовка «Яношки» позволяет быть непошлыми, и подавать кроссовер как тонкий юмор и элегантную импровизацию. Выступать с такой программой можно хоть в ресторане, хоть в Карнеги-Холл, что «Яношка» и делает. А востребованность такого подхода велика, что много лет доказывает успех «Хора Турецкого» или «Терем-Квартета», например.
В России первым их заметил и пригласил на свой белгородский фестиваль виолончелист Борислав Струлев, яркий пропагандист кроссовера. И московский концерт сделал он же, заодно дважды выйдя на сцену и сыграв в том числе «Лебедя» Сен-Санса (и без всякого джаза «Яношка» прекрасно ему аккомпанировал!), а под финал и вовсе микс из самых знаменитых оперных мелодий. Прекрасная миссия просвещения.
Нельзя сказать, что подход «Яношки» безупречен. Порою упрощения играют с ними коварные интриги - «Waxman: Carmen Fantasie» чересчур похожа на конспект (краткое содержание) самых известных мелодий из «Кармен», словно винил на ускоренной перемотке. Это производит странноватое впечатление даже на непосвященных. Кроме того, жанр требует умеренной краткости, не более 5 минут, поэтому все до единой композиции в версиях «Яношки» имеют темп раза в два-три быстрее оригинала. Но есть же и плюс в этом: можно продемонстрировать свою виртуозность, что музыканты «Яношки» и делают!
В целом, получился прекрасный рождественский концерт. С уважением к академической музыке и с превосходными джазовыми импровизациями. Отчаянно жаль, что «Яношка» не стал играть свою версию Adios Nonino Астора Пьяццоллы, она действительно хороша. Но с главной задачей — презентацией своего первого альбома Janoska Style, вышедшего на «Дойче Граммофон» в этом году, музыканты справились на ура.
Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА
Еще фото:
Комментарии