В России впервые выступил London Brass

На фестиваль Башмета в Ярославле приехал именитый английский ансамбль медных духовых, и сыграл почти классику.

Это сейчас London Brass выступает на юбилеях королевы Елизаветы в Вестминстере, приемах Папы Римского и в Альберт-Холле, ездит по всему миру. А начиналось все в 1986 году, когда участники знаменитого Philip Jones Brass Ensemble после ухода на пенсию трубача Филипа Джонса решили продолжить играть вместе, но уже не квинтетом, а вдесятером. Это был смелый эксперимент, и он удался. Играли на медных все: джаз (с Jango Bates, Mark Anthony Turnage, Mike Gibbs, Richard Rodney Bennett, Moondog и другими), переложения академических произведений, рок-хитов и даже латино.

И вот London Brass впервые в России, да еще и на фестивале у Юрия Башмета. Сет-лист похож на Greatest Hits: много переложений классики, своя версия «Каравана» Эллингтона, академичный Бриттен для фанфар, мазурка Вила-Лобоса и в финале целый компот из рок- и поп-хитов с юморком.

Джазом духовики удивить вряд ли кого могут, а вот произведения Баха, Дворжака, Листа или Лютославского на 4 трубах, 4 тромбонах, 1 валторне и 1 тубе — это действительно редкая по умолчанию затея. Возможно, не все получилось, но зритель оценил риск и головокружительность попыток. Ведь перед музыкантами на духовых всегда есть естественная препона в скорости звукоизвлечения и точном попадании в этом темпе в дыхание всего медного ансамбля. В оркестровках композиторы учитывают эту препону, не перегружая духовые группы обилием быстрых нот в унисон. Но когда играют только духовые — приходится брать на себя шустрость скрипок и неимоверные стаккато фортепиано. Это очень-очень непросто.

Как ни странно, медному преобразованию лучше всего поддался Дворжак. Его «Славянский танец №8» (обработка Д.Стюарта) был озорно подан, с почти джазовым грувом, а мелодичность остро подчеркнута духовыми. Весьма внушительно также прозвучала эпичная английская «Сюита» И.-С. Баха в переложении малоизвестного шотландского композитора Кристофера Мовата. Даже с джигой не возникло трудностей! А вот «Венгерская рапсодия №2» Листа не поддалась, из нее напрочь ушла легкость, а с виртуозными пассажами музыканты справлялись с явным трудом (иногда и не справлялись…) Странновато слушались «Вариации на тему Паганини» Лютославского — написанные для фортепиано, они словно тяжеленные гири на ногах получили.

С более эстрадной музыкой получалось всегда удачно. «Mazurka-Choro» Вила-Лобос прозвучала именно как нежнейшая мазурка, эллингтонский стандарт «Караван» хотя и не получил ожидаемой мощи медных, но приобрел задумчивости и космичности. Бродвейский шлягер Винсента Юманса «Кариока» безоговорочно поднял настроение зрителям, а финальные вариации «Сюрприз» от современного британского композитора Поля Харта — напомнило нечто среднее между шоу Хора Турецкого и фильма Александрова «Веселые ребята». Адская смесь из цитат музыки разных жанров, приправленная озорством звукоизвлечения, да и просто шутками-прибаутками от очень серьезных на вид британских джентльменов. Английский юмор как он есть.

London Brass

Гуру КЕН
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

London Brass
Менеджер London Brass Andrew Crowley
London Brass
London Brass
London Brass
London Brass
London Brass

Еще об этом