IV международный музыкальный фестиваль п/р Юрия Башмета завершился в Ярославле целой серией ярчайших концертов: Сергей Крылов, Тань Дунь, Игорь Бутман и «Солисты Москвы».
Фестивали Башмет выстраивает подобно раскрытию вкуса хорошего вина – сначала легкий аромат, затем полновесный вкус, потом глубокое послевкусие и приятные сюрпризы на десерт. Именно так снова случилось в Ярославле. Сначала были военные песни и Прокофьев с Чайковским, затем сложнейший Брамс, потом изысканные Крылов и Тань Дунь, и совместный джаз с Бутманом на десерт.
Собственно, попыткой сюрприза было и приглашение турецкого пианиста Фазиля Сая на моцартовский концерт №23. Но не получилось – одаренный и крайне техничный турок попросту не вписался в деликатную панораму башметовского Моцарта, его экспрессия выглядела избыточной, а прочтение нежнейшей истории любви и нежности чересчур походило на латиноамеринские телесериалы.
А вот очередная копродукция с Сергеем Крыловым вызвала невероятный восторг публики и журналистов. 17 лет не играл Крылов в России, уехав в Италию и полностью погрузившись в европейскую культурную среду, а последние пять лет буквально наверстывает несправедливо упущенное. Ростропович назвал его одним из пяти лучших скрипачей мира, и очередной концерт с Башметом это блистательно подтвердил. Концерт для скрипки с оркестром (в этом качестве прекрасно проявила себя «Новая Россия») «Ромео и Джульетта» Чайковского в исполнении Сергея Крылова предстал трагической историей романтичной любви юных героев, омраченной безвременной гибелью. Крылов сумел подать ее нервно и живо, при этом не ударившись в чрезмерную сентиментальность, - это была современная история современных молодых людей. Особенно удалась ему кода – ритмичное скрежетание искаженной основной темы и холодок неизбежной смерти.
И все-таки еще раз стоит сказать о «Новой России». Башмет как дирижер сумел на протяжении ярославского фестиваля мобилизовать музыкантов. Поначалу довольно сибаритистые и чересчур уверенные в себе, музыканты чудесным образом преобразились ко второй половине фестиваля – хрестоматийная Симфония №40 Моцарта и программная «Гарольд в Италии» Берлиоза показали чрезвычайно собранный и чуткий оркестр. Более того, экстравагантная и мощная музыка Тань Дуня приоткрыла новую грань «Новой России» - он способен мгновенно преображаться, реагируя на жесткую и порой непривычную дирижерскую руку.
Тань Дунь приехал в Ярославль, только что увенчанный Премией им. Шостаковича (официальное вручение пройдет осенью в Москве), чему был очевидно и изрядно обрадован. Автор саундтрека к фильмам «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «Герой», обладатель Грэмми и Оскара, изобретатель «органической музыки» и автор Интернет-симфонии на Youtube, Тань Дунь был крайне польщен именно премией Шостаковича. Он много рассказывал, насколько он преклоняется перед гением Шостаковича, и считает его своим учителем. Симфония «Смерть и огонь» потребовала внести в состав инструментов оркестра автомобильные диски и булыжники, но у Дуня бывало и похлеще.
Дирижер Тань Дунь сам напоминал во время дирижирования тигра – настолько наполнены энергией его движения, настолько они близки технике кунг-фу. Стилистически «Смерть и огонь» напоминает о некоторых произведениях Шнитке и Губайдуллиной: музыканты дуют, разговаривают, стучат камнями, встают и садятся. Это в хорошем смысле первобытное произведение – почти все инструментальные партии так или иначе подобны лубочному подражанию звукам животных, ветра, воды или огня. И при этом они чудесным образом складываются в драматичный диалог, умелой рукой ведомый к развязке. Дунь проповедует возвращение к корням, и доказывает высшую гармонию природы и мироздания.
Совместные перформансы Башмета и Бутмана уже можно называть традицией. Но от этого они не становятся менее изобретательными и импровизационными. На очевидное превосходство «Солистов Москвы» в изысканности и полифоничности Биг-бенд Бутмана отвечает драйвом и раскрепощенностью. Эти концерты строятся как шутливое соревнование – с одной стороны сцены восседают «Солисты Москвы» во главе с Башметом, с другой – джазмены с солирующим Бутманом. Иногда они воссоединяются и играют вместе, иногда заступают на «территорию» визави. Бутман, например, замахнулся на «Вокализ» Рахманинова, не преминув начинить его собственной джазовой импровизацией. Башмет ответил «Русской песней» Стравинского. Премьера бутмановской «Фантазии на темы Бенни Гудмана» удивила рафинированной академичностью звука биг-бенда. А соединились ансамбли в исполнении масштабной Джазовой сюиты для фортепиано, альта, саксофона, струнного оркестра и биг-бенда – то поочередно солируя, то сливаясь в диксилендовом восторге.
Между номерами Бутман и Башмет рассказывали всякое забавное. Например, как познакомились. Башмет прилетел в Нью-Йорк к Игорю Райхельсону в тот день, когда был знаменитый блэк-аут, полное отключение электричества в мегаполисе. Звонок не работал, и Башмет принялся кричать в окно: «Игорь! Игорь!» Выглянул Игорь… Бутман. Так и познакомились. А потом ночью они вместе со всем Нью-Йорком ходили есть мороженое, которое продавалось по причине отключения холодильников в пол-цены…
Четвертый по счету фестиваль в Ярославле показал ранее невиданное количество мировых звезд, и это явно идет фестивалю на пользу. И для обычных любителей музыки, и для местных властей, и для коммерсантов-спонсоров – событие грандиозное. Высочайший класс музицирования ставит перед ярославским форумом серьезнейшую планку, ниже которой опускаться уже неприлично. Так что впору ставить еще более амбициозные задачи, и развивать музыкальный туризм – многие москвичи и петербуржцы уже завидуют созвездию имен и количеству премьер в небольшом городе Ярославле.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Еще фото IV международный музыкальный фестиваль п/р Юрия Башмета в Ярославле:
Биг-бенд Игоря Бутмана исполняет Джазовую сюиту для фортепиано, альта, саксофона, струнного оркестра и биг-бенда
Игорь Бутман солирует
Комментарии