Свое 55-летие Умка отпраздновала так, как могла бы отпраздновать 35-летие. Но не сделала этого.
Строго говоря, юбилейный концерт в ЦДХ имел подзаголовок «Все пятерки». А по факту состоял из трех частей — спектакля по пьесе Хармса «Елизавета Бам», чтения стихов и собственно концерта.
Почему это могло быть раньше? Анна Герасимова — известный исследователь обэриутов, в том числе Хармса. Первая диссертация по Хармсу вышла в России именно от ее пера. Как филолог, Герасимова читала множество докладов о творчестве Хармса, выпускала его сборники… А вот на сцене сыграла впервые.
Разумеется, Умка играла саму Елизавету Бам. А помогали ей чуткий издатель андеграунда Олег Коврига и музыканты Жук, Плигин и Фомина. Все — неактеры. Несмотря на долгие репетиции, так и не выучившие наизусть текст. Зато прекрасно ощущающие природу инфантильного абсурда Хармса. Игровая стихия Даниила Хармса — перевертыши, обессмысливающие самоповторы, смещение акцентов и обязательно остранение. Умковские «актеры» в этом плане живее всех живых. Солидный Коврига босиком на костылях то и дело ложился на сцену (не забывая придвигать к себе микрофон), Жук жизнерадостно вопил страшилки, прочие старательно вторили. Сама Умка читала текст мрачно и отчаянно, словно на грани истерики.
Примеров удачных театральных постановок «Елизаветы Бам» можно пересчитать по пальцам, и сравнивать с легендарным спектаклем театра «Эрмитаж» или экспансивным авангардизмом «Гоголь-Центра» было бы странным. Важнее был сам факт звучания слова Хармса в полном понимании его природы. И это — получилось, в окружении больших спичечных коробок в качестве декорации.
Затем Умка читала свои стихи, без разбору по датам, лишь бы «оптимистичные», поскольку юбилей все-таки. На вопрос из зала культового Хоббита об отношении к Александру Блоку певица заявила, что знает многие его стихи наизусть, и этим все сказано. А на вопрос зрительницы о своей песне на стихи Цветаевой резко обрубила, что это хоть и не лучшая ее песня, но петь ее другим артистам она никогда не даст. Равно как и другие свои песни (отголосок давнего скандала с Ваенгой).
Наконец, начались песни. Поначалу Умка спела со скрипачкой Еленой Ипановой, что понятно, поскольку у них только что вышел совместный альбом «Шаг в сторону». Затем к ним присоединился другой скрипач Василий Егоров, уже игравший с Умкой. Умка и две скрипки! Это настолько невероятно, что сама Аня не преминула резюмировать, что если бы ей пять лет назад кто-нибудь сказал, что она будет петь со скрипками, - не поверила бы. А вот оно…
И вот вышел состав Умки — правда, без ритм-секции. И зазвучали те самые песни, многие (если не все) знают наизусть практически все из присутствовавших в зале...
Умке — 55. Не каждая женщина может в этом признаться, да еще и на афишах написать. А для Умки это выглядит обычным делом. Вклад этой хрупкой женщины в культуру страны огромен, но как-то неловко об этом говорить. А почему бы и нет. Изрядное количество усилий Умка положила на популяризацию обэриутов, затем стала знаковой хиппи-певицей, теперь же она вобрала в себя такие цивилизационные пласты, что поднялась над жанрами и стилями, - удел немногих. Раньше ее упрекали за плоский тембр и невнимание к аранжировкам — теперь она поет чисто, полно, сочно и с весьма продуманными аранжировками.
Умка гармонизировалась и проросла корнями и кроной, ее надо слышать.
Гуру КЕН, Хиппи новости
Комментарии