Если хочется Deep Purple с оркестром…

Первым серьезным произведением, соединившим рок и классическую музыку, стал Concerto for Group and Orchestra, исполненный и записанный в 1969 году Deep Purple и лондонским The Royal Philharmonic Orchestra п/у Малькольма Арнольда. Именно 40-летию той исторической записи посвятил Джон Лорд свое турне по России. В каждом из городов он вместе с венгерской кавер-группой Cry Free играет с местным симфоническим оркестром.

В Москве выбор именитого клавишника и композитора пал на Московский симфонический оркестр п/у Владимира Зивы. Кажется, не зря. Харизматичный и экспрессивный маэстро Зива заставил играть свой оркестр элегантно, изысканно и на одном дыхании с рок-группой.


В Москве выбор именитого клавишника и композитора пал на Московский симфонический оркестр п/у Владимира Зивы

В ГЦКЗ «Россия» пришли большей частью поклонники Deep Purple, ставшей русской народной группой, и в разных комбинациях гастролирующей по России едва ли не каждый месяц. В первом отделении прозвучал тот самый Concerto for Group and Orchestra, причем в версии 1999 года, когда Deep Purple переигрывал этот концерт в Royal Albert Hall с London Symphony Orchestra п/у Пола Манна. И даже соответствие ему оказалось неполным, обновлены целые фрагменты материала. Остается гадать, то ли сам Лорд решился снова подновить свое детище, то ли два дня репетиций с Зивой привнесли в старые мехи нового вина.

Ставший классикой Концерт прозвучал монументально, иногда рыхло, с лирическими отступлениями вроде соло флейты, и… очень похоже на музыку мюзиклов. Дело в том, что в качестве вокалистов Лорд пригласил именно мюзикловых вокалистов Стива Бальзамо (Jesus Christ Superstar, Notre Dame De Paris и др.) и Касию Ласку (Miss Saigon и др.). На контрасте с каноническим мощным вокалом Ian Gillan сочетание сладковатых тенора и сопрано слушается как жанр классического кроссовера. А вовсе не как сотворчество рок-группы и оркестра.


После антракта симфонические пляски в жанре кроссовер продолжились. Прозвучали произведения из репертуара Deep Purple и сольных альбомов Джона Лорда, преимущественно с классической предысторией. Скажем, баховскую Bouree из своего альбома Sarabande (1976) Лорд сделал элегической и при этом взбалмошной пасторалью. А вот The Telemann Experiment на темы из Г.-Ф. Телеманна из Beyond the Notes (2004) – помпезным барочным балом с утрированными ударными. Сыграл еще по одной композиции из этих альбомов, и пару мелодичных зарисовок из Pictured Within (1998). И вот настало время больших хитов Deep Purple.

И больших сюрпризов. Soldier of Fortune спет на два голоса, мужской и женский, и потому превратился в романтическую поп-балладу! Пузатые поседевшие поклонники Deep Purple получили незабываемый стресс, и пищу для размышлений надолго. А вот грандиозный Child in Time, как ни странно, вышел даже мощнее оригинальной версии - усилиями оркестра Зивы в первую очередь. И даже не вытягивающий вокал Стива Бальзамо (опять с Лаской) не испортил этого впечатления. Красочности Child in Time, как выяснилось, оркестр дает больше, чем вокалист.

Jon Lord и Стив Бальзамо, Касия Ласка и Владимир Зива
Jon Lord и Стив Бальзамо, Касия Ласка и Владимир Зива

Что же сам Лорд? Он давно уже не тот парень в дымчатых очках с фирменными усами вниз. Ныне респектабельный седовласый господин с аккуратно убранными в хвост удлиненными волосами, Лорд после окончательного ухода из Deep Puple решился на иную жизнь. Он пишет для оркестров, выступает с оркестрами и, по сути, позиционирует себя как композитора. Хотя знаменитые рявкания его «Хаммонда» до сих пор обладают гипнотическим воздействием на зрителя, и Лорд уверенно пользуется этим. Записанные на ноты произведения Лорда невозможно представить без самого Лорда. И представят ли они какую-либо ценность без участия Лорда – каверзный вопрос. Нынешний концерт не дал на него однозначного ответа.

Когда-то Лорд стал одним из первых академических музыкантов, пришедших в рок-музыку, рядом с Гэри Брукером (Procol Harum), Риком Уэйкманом (Yes) и Китом Эмерсоном (ELP). Хотя обильное звучание электрооргана первым сделал убедительным еще Алан Прайс в The Animals, заслуги классических пианистов в становлении хард-рока, прог-рока и арт-рока трудно переоценить. Любопытно, что все они так или иначе с годами пытались оторваться от рок-музыки, реализовать себя как сугубо филармонические композиторы и инструменталисты. И все эти попытки так или иначе безуспешны. Академическая среда отторгает их, и представить себе Лорда или Уэйкмана за фортепиано, скажем, на Первом концерте Чайковского с любым оркестром – невозможно.

Jon Lord
Академическая среда отторгает их, и представить себе Лорда или Уэйкмана за фортепиано, скажем, на Первом концерте Чайковского с любым оркестром – невозможно

Седые ветераны записывают «симфонические» альбомы, которые становятся значимыми только в среде рок-фанов. Жестокая ирония судьбы.

Даже джазовая публика отторгает их эксперименты. Вспомним, как стал известен блестящий пианист Сергей Курехин, и кем остался он в памяти слушателей. Вовсе не фортепианными произведениями и ораториями.

Будучи воспитанными на высоких жанрах, герои рок-н-ролла всю жизнь воспринимают свои пассажи под рев гитар и грохот барабанов как развлечение на досуге, шалости или зарабатывание денег. «А уж потом я развернусь!» - думают они, уходя на склоне лет подальше от рева гитар, и садясь писать долгожданные нетленки.

А проказница-судьба то и дело неделикатно тыкает их носом в «низкий жанр» - парадоксальным образом оказывается, что все их нетленки уже написаны. И нет там никаких оркестров и академической публики.

Но как же ветеранам хочется, чтобы они были…

Гуру КЕН, для издания "Новые Известия"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото звезд

Еще об этом