Митя Фомин: Кризис кризисом, но душу людей никто не отменял!

Митя Фомин рассказал о том, что такое хит, и почему непросто быть одновременно в телевизоре, на радио и в интернете.

- Можно сначала о личном? Перед днем Победы вы спели концерт из советских военных песен. А у вас остались какие-то фотографии, воспоминания о рассказах дедов о войне?

- Мы с родителями жили в Новосибирске, а мой дедушка по материнской линии, который воевал, жил в Томске. Я ездил к нему часто. Дед воевал, был ранен, вернулся с фронта домой, стал работать, родилась моя мама и ее сестра. О войне он не любил говорить. Но день Победы мы отмечали, конечно. Сейчас деда уже нет в живых, он прожил более 90 лет.

Митя Фомин -  «Песни весны, любви и Победы»
Митя Фомин - «Песни весны, любви и Победы»

Что касается того концерта, то из песни слов не выкинешь, и мы оставили военные песни в том виде, в каком их узнали и полюбили. Но ведь времена меняются — звукоизвлечение инструментов, сами инструменты, манера пения. Я бы и не смог петь их точно так, как советские исполнители. Три гитариста, клавишник, барабанщик, — наш состав музыкантов тоже привнес собственное звучание, мы спели их несколько по-другому. Но старались сохранить душу каждой песни. Каждая песня — это как женщина, она может надевать разные платья в разные эпохи, по-разному причесываться, - но она остается женщиной. Эти песни не становятся хуже со временем. Нас слушали ветераны, и очень тепло принимали. Они поняли, что мы не ретро, мы сегодняшние, мы бережно перепеваем. Мне захотелось пропустить эти песни через себя, дать им новую жизнь. И абсолютно живой звук от начала до конца. Теперь мне хочется записать и выпустить свой диск этих песен.

- Недавно вышел клип на песню «Вот так вот я люблю тебя». Мне кажется, что сам заголовок все-таки противоречит нормам русского языка.

- Так задумано автором, и я как носитель русского языка, буду настаивать на исключении из правил. «Вот так вот» - речевой оборот из живой речи. Вообще многие песни противоречат нормам литературного языка, если уж на то пошло.

- В этом есть озорничество, самоирония. Вы в клипе на эту фразу и ножкой так притоптываете озорно...

- Да, демонстрация самого действия (смеется). Вот как я люблю тебя! Это подчеркивает все то, что мы имели в виду в песне. А до этой фразы в песне идет перечисление фактов, как именно я тебя люблю — и подчеркивание — вот так вот!

- Но почему местом съемки клипа была выбрана Флоренция? Там же вполне хрестоматийные пейзажи.

- Меня многое связывает с Италией, у меня там более 20 лет живет сестра, она классический музыкант, скрипачка. Недавно ездила в турне с мировой звездой оперной сцены меццо-сопрано Чечилией Бартоли. Сестра постоянно вводит меня в курс происходящего в классической музыке. И любит слушать мои песни.

Флоренция довольно редко снимается в видеоклипах. Для меня клип — это маленькое кино. В основном снимают Рим, Венецию... А Флоренция просто удивительная! Какие там пейзажи, какая архитектура, сколько аутентичных деталей, совершенно другая реальность! Город эпохи Возрождения не может не вдохновлять на большие свершения!

- Как получилось, что в клипе снялась первая солистка Hi-Fi Ксения Олешко?

- Мы с Ксенией очень дружим. Она моя давняя подруга и по группе, и по жизни. Она уже снималась в моем видео на песню «Все будет хорошо». Открою секрет — изначально должна была сниматься другая актриса, но не смогла. И я сразу подумал, что Ксения может украсить этот клип, тем более она прекрасно ездит на лошадях. В Тоскане всегда любили лошадей, и верховая езда — культ этой местности.

Митя Фомин
Митя Фомин

- Вы много лет балансируете между клубной и обычной эстрадной музыкой. Сегодня люди хотят слышать скорее денс, или слышать слова песни?

- Слова в песне никто не отменял. Но для меня все непредсказуемо. Тебе приносят песню, читаешь слова и думаешь, что эти слова никогда ни на кого не произведут впечатления, они пустые, простые, поверхностные. Но появляется песня, - и результат прямо противоположный. И ты понимаешь, что ничего не понимаешь.

Важно не переоценивать слова. Как только ты вкладываешь какой-то значимый смысл в слова песни, - люди тебя теряют. Для меня это всегда неожиданность, когда, казалось бы, негармоничная песня вдруг становится хитом. Почему так? Наша публика отнюдь не глупа, она может читать какие угодно сложные для восприятия книги, и при этом — любить беспечные песни.

В песне работает некий хук звукового ряда и броское словосочетание. Много песен, которые в принципе не имели никакой содержательности, и при этом оставались в веках.

Поп-музыка черпает свои корни из народной музыки. Народные песни - о насущном, о жизненном, о том, что всегда рядом. Они редко философские. Нужно ориентироваться на свои чувства — если песня для тебя значима, если с ее помощью ты можешь до кого-то достучаться, - стоит попробовать! Но и ошибиться очень легко.

- Нынешний кризис никак не отразился на предпочтениях вашей публики?

- Я кризиса практически не вижу и не слышу. Этот кризис людей не пугает вовсе! Я выступаю и на днях города, и на кассовых концертах, и на корпоративах. Кризис кризисом, но душу людей никто не отменял. Все равно все хотят слушать любимые песни. И абстрагироваться от не всегда радостной реальности.

- Снижения количества корпоративов у вас тоже нет? А многие артисты жалуются.

- У меня был совершенно замечательный декабрь, я много работал, и работал в Новый год. В феврале было снижение активности, но так всегда, люди много денег истратили на праздники. Сейчас все опять очень плотно — только в Турции у меня запланирована большая череда концертов, люди едут отдыхать не только в Крым и Сочи, ходят на концерты.

- 2014 год стал первым, когда объем цифровых продаж музыки сравнялся с продажами на физических носителях. Вы на себе ощущаете это?

- У нас ни всплеска, ни падения цифровых продаж не было. Все зависит от того, насколько хитовый трек выпускается. Если песня звучит везде, то и продажи вырастут. Больше всего цифровых доходов принесла мне песня «Все будет хорошо», а ее авторы заработали на ней еще больше. Все-таки на роялти больше у нас зарабатывают авторы, а не исполнители. Я делал большую ставку на «Завтра будет все по-другому», но у меня не было плотной радийной поддержки. На концертах ее воспринимают прекрасно, но в интернете похвастаться ее отличными продажами я не могу. Сейчас большие надежды я связываю с песней «Вот так вот я люблю тебя». И очень важно, как работает твой менеджмент.

Я сейчас ушел от прежней компании после пяти лет работы с одним директором, и теперь работаю с компанией Golden Look. В целом шоу-бизнес в России до сих пор недостаточно развит, артисты работают с тем, с кем получится, а у тех в свою очередь часто нет полного набора компетенций. В результате кто-то не вылезает из телевизора, кого-то плотно крутят по радио, кто-то берет концертным чесом, а тем временем иные сферы деятельности проседают. Где-то ты мил, а где-то и нет. Профессионализм менеджмент-компаний и людей, причастных к развитию артистов, только начинает меняться.

- Правами на какие песни вы обладаете? Скажем, песни Hi-Fi есть у вас?

- На песни Hi-Fi я не имею никаких прав, я их не создавал, только гастролировал с ними. И теперь я не имею права спеть ни одной песни из репертуара группы, которой я отдал без малого 10 лет. Наверное, я единственный артист, который не имеет своего прошлого. Но как сольный артист после участия в группе — я почти единственный, у кого это получилось. Ева Польна, Жанна Фриске, светлая память этой удивительной артистке и прекрасному человеку, Сергей Лазарев, Вера Брежнева — все они имели и имеют право петь старые песни. Я — нет.

- Почему?

- Все права на песни Hi-Fi принадлежат менеджменту группы. Они даже изъяли из управления РАО весь материал группы, дабы уберечь себя от «несанкционированного использования». Я по-человечески этого не понимаю, и не приемлю. Отдав группе 10 лет, моральное право петь эти песни я имею. Большинство музыкального материала группы ассоциируется именно с моим лицом. Многие уверены, что этой группы уже вообще нет, хотя она продолжает существовать в составе дуэта. Я бы пел эти песни иногда, не ставя их во главу своей сольной программы и без того перенасыщенной хитами. Теряют от этой ситуации все. И менеджемент Hi-Fi, и я. Теряем в деньгах, ведь те песни не звучат в той мере, в которой они обязаны звучать по сей день. Уйдя из группы, я несколько раз пытался навести мосты, предложить сотрудничество. К сожалению, это невозможно по самым разным причинам.

А мои песни находятся в управлении музыкальной компании Warner Music, являющейся бранчем известного музыкального лейбла. Ранее этим занималась Gala Records. Возможно, настало время забирать у них права, потому что кампания сильно изменилась, у них много совсем других артистов. А надо развиваться дальше. Несколько музыкальных произведений сейчас находятся в компании Media Land, с которой мы начинаем плотно сотрудничать.

Гуру КЕН

Еще об этом