Перед большим концертом в день 45-летия Валерия рассказала NEWSmusic.ru об отношении к званиям и ощущениях при пении под симфонический оркестр.
17 апреля в «Крокус Сити Холле» пройдет весьма необычный концерт. У Валерии сошлось слишком многое в один момент времени – и выход нового альбома «По серпантину», и награждение званием народной артистки России, и юбилей, и новая программа в сопровождении симфонического оркестра «Русская Филармония», и тьма дуэтов с другими звездами. А самое главное – концерта в свой день рождения она не делала в Москве никогда. Сразу после концерта, там же в «Крокусе», пройдет празднование дня рождения.
Репетиции с оркестром, которым будет дирижировать Алексей Богорад, проходят на втором этаже Дома музыки. В репетиционном зале слышимость прекрасная, - и кажется, что в этом океане изысканного звучания Валерия буквально парит. Она работает с оркестром так, будто всю жизнь только и пела под симфонический оркестр.
- Лера, поздравляю вас с присвоением звания народной артистки России. Кому, если не вам?
- Спасибо!! Мы долго ждали этого. Документы отдали уже давно. Вот сейчас люди не верят, что я узнала о звании из интернета, а это чистая правда! Мы не знали, сколько времени займет этот водоворот документов – из отдела в отдел, из департамента в департамент…
- Как давно были поданы документы?
- Подали, когда на исходе был пятый год с момента присвоения звания заслуженной артистки (т.е. в 2010 году – Ред.). Это было еще до принятия закона о том, что между присвоением очередного звания должно пройти минимум 10 лет. Так что удачно успели. Впрочем, все равно прошло не пять, а восемь лет.
Я никогда не придавала большое значение всем этим званиям. Главное, чтобы люди ходили на концерты. Чтобы хорошие новые песни появлялись. И чтобы в жизни все время происходило что-то новое, интересное, творческое. Но получила звание – и приятно же! Все равно приятно. И люди же ждали. То и дело ошибется кто-то, напишет про народную артистку России, - и тут же шум, - как, уже дали?? Теперь так.
Прослушать интервью Валерии
- И к пенсии небольшая прибавочка будет, рублей пятьсот…
- Пока не собираюсь! (заразительно смеется). Хотя там еще бесплатный проезд на общественном транспорте, да-да! (смеется)
- Расскажите о предстоящем концерте. Чем будем удивлять?
- Мы долго думали, какая должна быть программа. Конечно, она в корне будет отличаться от программы в Кремле с романсами. Хотелось пройтись по всем периодам. Охватить все, что было записано за достаточно длительный срок, сделать отчетный как бы концерт. И мы поняли, что все равно уместить в одну программу все, что хочется, - просто невозможно. Все равно крен будет в сторону современных песен, - что хорошо, значит, я не живу старым багажом, а активно работаю сегодня. Из старых песен решили включить те, которые были незаслуженно забыты, на мой взгляд, потерялись во времени, хотя в свое время были знаковыми.
- Это подборка ваших любимых песен?
- И любимых, и тех, кого я просто не могла не вспомнить. Например, я спою The Sky Belongs To Me – она была знаковой для меня, я пела ее в 1992 году на разных конкурсах, и клип был снят, и вообще она была такая заявочная для карьеры.
Конечно, я спою все последние дуэты – они мощнейшие, мне кажется. И с Валерой Меладзе, и с Александром Буйновым, и с Колей Басковым. Они все будут на концерте, и потом на дне рождения. Это все мои друзья! Мы и так общаемся с ними вне сцены. На шоу «Призрак оперы» у меня сложился очень интересный дуэт с Василием Герелло, мы никогда с ним не записывали дуэтов, но на сцене много раз выступали вместе и подружились. Именно таких людей мне хочется видеть в этот день рядом со мной.
Кстати, я никогда не устраивала концертов в собственный день рождения. Только один раз в Германии, недалеко от Баден-Бадена, выпал концерт именно в этот день. И я помню до сих пор то состояние эйфории. Вроде бы и работа, но праздник! И люди пришли будто не на концерт, а на мой день рождения. Настоящий праздник! Выносился торт, поздравляли музыканты, приглашенные гости, - был настоящий кайф. Мне очень бы хотелось, чтобы на нашу сдержанную Москву это настроение тоже пришло.
Все-таки весна! Светит солнышко, теплеет с каждым днем, - пусть и на сцене будет хорошо. И в зале получился бы праздник. Это мое самое горячее желание!
- Кто еще будет из гостей?
- Получился еще один спонтанный дуэт, когда я участвовала в шоу «Голос Украины» в Киеве. Мы с Олегом Скрипкой из группы «Вопли Видоплясова» спели на украинском языке дуэтом его песню «Любов», причем у него она такая в жестком варианте, а мы спели со струнным квартетом – и он такой элегантный, в бабочке, и околоблюзовый вариант. И он приедет!! Мы так хорошо дружили с ним там на проекте. Еще там была Дианка Арбенина, мы с ней тоже в отличных отношениях, но у нее сейчас тур.
- Олег привезет горилки с салом, а вы не едите..
- Ничего-ничего! Я отложу в холодильничек, а пост закончится, и… Я такие штуки обожаю!
Еще из дорогих гостей приедет Давид Тухманов, что я очень ценю – люди не юные, а надо же ехать из-за границы. Раймонд Вольдемарович (Паулс – Ред.) не смог до последнего. Один день звонит – я еду, другой звонит – не смогу. У него же операция на сердце была недавно, и тут я ничем не могу помочь. Если все-таки получится приехать, я буду очень рада.
Конечно же, будет мой старый дружок Стас Пьеха, Игорь Яковлевич Крутой с романсом «Я тебя отпустила», да еще с американской аранжировкой. Будет Виктор Дробыш – не могу обойти стороной этот период, естественно, и буду петь несколько его песен. Будет Олег Митяев с «Родильным домом». Приедет Иосиф Давыдович Кобзон, мы споем наш любимый «Ноктюрн».
И мои дети будут участвовать. Арсений со мной уже выступал, и впервые споет моя дочь Анна, она заканчивает в этом году Щукинский институт как актриса. Аня споет песню из антрепризного спектакля «День без покупок». И все будет звучать под оркестр «Русская Филармония»!
- Вообще все песни будут под оркестр?
- Вообще все! Звучит под оркестр все великолепно. Когда мы решали, приглашать оркестр частично или на все песни, решили, что лучше – все. Песни получают абсолютно другое звучание, интересное, с таким особенным драйвом.
- Оркестр будет играть вместе с вашими эстрадными музыкантами? Или будут моменты, когда вы будете петь только под оркестр?
- Нет, гонять наших музыкантов со сцены мы не будем. Но почти вся лирика будет целиком под оркестр, как и на романсовой программе в Кремле. В быстрых песнях нам нужен жесткий ритм, махину оркестра надо организовывать.
- Мне кажется, у наших музыкантов есть проблема – когда играет клавишник одновременно с оркестром, то слышно только клавишные, - а прекрасный оркестр остается на задворках.
- Это не проблема клавишных, а проблема аранжировки. Скорее всего, огрехи в этом. В этот раз, насколько я могу судить по репетициям, настолько все грамотно выписано! Сделаны полноценные оркестровки. Не просто взяты эстрадные аранжировки и разложены на оркестр. Нет! Сделаны новые оркестровки.
- Кто делал эти оркестровки?
- Музыканты, которые работают с этим оркестром. И мы на репетициях с ними все отрабатываем, выверяем до каждой мелочи.
- Какие ощущения от оркестра за спиной?
- Помню, что когда мы делали прошлый концерт в Кремле с оркестром, я так никогда в жизни не волновалась! Когда выходишь на сцену со своими пятью музыкантами, ты мобилен. Случилось что-то, - махнул им рукой, они сыграли что-то свое. Моргнул – начали другую песню. А с оркестром – это как лавина. Ничего не остановить и ничего не изменить. Ноты уже разложены.
И все равно – дыхание оркестра тоже с тобой. Может меняться темп, меняться настроение. И самое главное – удовольствие от работы с оркестром искупает все. Эти чудесные звуки, этот оркестровый напор, живая энергия инструментов – кайф просто невозможный!
- А музыканты оркестра как относятся к необходимости играть «под бочку»? Это халтура для них?
- Нет. Мне приходилось встречаться с разными оркестрами, и чем отличается «Русская Филармония» от остальных – они настолько гибкие, они все делают максимально качественно и хорошо. Они – музыканты. Они работали со многими эстрадными артистами, есть опыт. Скажем, на днях что-то мы запутались, вступили не там, - и они вступили. Спрашиваем: так в партитуре? Нет, мы по музыке, - отвечают. Это такое ценное качество для классического музыканта! Они могут играть «по музыке»! Они и «Богемскую рапсодию» Queen играют. Они мобильные. И джаз играют. Это так здорово! Мы пришли на первую репетицию, и все играется! Так здорово.
В оркестре много молодых музыкантов, они не замшелые. Половину песен, которые мы играем, - они знают. Это же хиты! Они их знают, они такие же молодые люди, как все. И подпевают, и танцуют под эти песни. Нормальные живые люди. Я это знаю – у меня в семье тоже растет классический музыкант..
А какая у нас получилась песня «По серпантину»! Более утрированная, гротесковая – совсем другая, чем на фонограмме. Сразу фильмы Феллини вспоминаются, почему-то Машков из фильма в образе еврея…
- Что будет включено в новый альбом «По серпантину»?
- Конечно, там есть песни, которые не получили широкого распространения. Сейчас концептуально писать альбомы – дело неблагодарное. Все скачивают отдельные песни. Там будут «Не теряй меня», все последние дуэты. Войдет дуэт «На Ивана Купала», записанная коллективом Горана Бреговича, с неповторимым балканским колоритом. Мы ее даже не можем играть на концертах, потому что повторить то, что сыграли его музыканты, просто невозможно.
- Может быть, когда он приедет в Россию, споете живьем с ним?
- Мы с ним пели на «Новой Волне», но там была фонограмма. А в Москве мы один раз с ним спели в Доме музыки, вот там был абсолютно живой звук. И если получится еще раз с ним спеть, - это будет большая радость для меня. Люблю такие необычные эксперименты.
Включили в альбом песню «Цветок и нож», записанную для творческого вечера Константина Меладзе. Ему она очень понравилась. Когда я ее пела, то чувствовала, что она словно для меня написана – по энергетике, по мелодике. С этого, кстати, началось мое сотрудничество с Костей. Он полгода вынашивал песню «Не теряй меня», все говорил – вот-вот… И когда написал и услышал в моем исполнении, сказал: по-моему, я сделал что-то хорошее. В декабре мы ее записали, а в феврале сняли клип с Аланом Бадоевым.
- У вас прекрасная видео-история. Будете записывать концерт в «Крокусе» на видео?
- Конечно! Будем записывать. Хотя DVD-рынок фактически умер. Но как не снять, если собрать таких музыкантов на сцене не каждый день удается? Такие моменты хочется фиксировать.
- Кто режиссер концерта?
- Тёма Шадров. Нам так понравилось, что он сделал на «Романсах», - снято было просто феноменально, просто одна из лучших наших работ. И мы уже сработались. Он придумал необычную лестницу с сенсорным полом, да и весь пол сцены будет сенсорный, интерактивный – такого в России никто еще не использовал. Необычно рассажен оркестр… Но главное – добиться атмосферы. У меня такие песни, что устраивать мега-шоу неуместно. Хочется весенней теплой атмосферы на концерте. Сам зал «Крокуса» к этому располагает.
- Телевидение покажет?
- Есть договоренность с Первым каналом. Но снимать мы будем сами, чтобы самим отвечать за качество.
- Куда двигаться дальше? Романсы спеты, многое другое осуществлено. Может быть, более экстравагантное или классическое что-то?
- Классическое вряд ли, я хочу оставаться в рамках современной музыки. Но я уже точно знаю, что буду делать дальше. Только говорить пока не буду...
Гуру КЕН
Комментарии