Третий день фестиваля Koktebel Jazz Party сложился из выступлений Тома Харрелла, квартета Ивана Фармаковского, Феликса Лахути, проекта Владимира Иванова, британской группы Alex Hutchings Band и других.
Вообще стоит сказать, что за 12-летнюю историю Коктебельского джаз-форума такой сильной сугубо джазовой программы не было никогда. Нынешний фестиваль утратил многие имена околоджазовые, но приобрел джазовые имена золотой пробы в невероятном ранее количестве.
Третий день стартовал с выступления индийского The Brown Indian Band, который по праву можно назвать джазом с сугубо индийской спецификой, фьюжном с акцентом на виртуозность. Музыканты играют классические национальные мелодии в джазовой обработке, и это на диво органично звучит. Любопытно наблюдать, как даже в привычные импровизации на квадрате незаметно вплетаются народные мотивы, окраски, интонации. Чрезвычайно любопытный и задорный проект.
Евгений Ревнюк и его Laber Band - smooth jazz квинтет, хорошо знакомый московской публике. В Коктебеле Ревнюк сделал акцент на джаз-фанк, с долей латино. Но главное все-таки — джаз. Коллектив звучит технично, обладает легким полетным саундом, а самое главное — умеет вовлекать публику в свое сценическое колдовство. Обаятельный Ревнюк колдует за клавишами, а основную мелодическую нагрузку несет на себе саксофон Святослава Текучева.
Но самое задорное выступление на всех джазовых фестивалях России традиционно засталбливает за собой харизматичный Феликс Лахути. Его Funky Land – абсолютно слаженный автомат по производству фанки-хитов, большая джазовая дэнс-машина. Тому способствует и обилие песен на русском языке с вполне эротическим подтекстом, что большая редкость у российских джазменов. А в этот раз к группе Феликса присоединился с несколькими песнями рэпер Джи Вилкс, читающий сардонически и «с качем», чего уж. Симбиоз получился отменным — Джи Вилкс ритмично бубнил, Лахути пел нарочито в «советском» мелодическом стиле, и все это накрывало волной первоклассного фанка.
В последний момент появился в программе Открытой сцены симферопольский Hayat Band — и смог удивить. Его этно-джаз-фанк абсолютно современен, музыканты используют мотивы крымско-татарской национальной музыки, органично соединяя их в разноликий фьюжн из самых разных стилистик.
Знаменитый клавишник Владимир Иванов перед выступлением на Большой сцене рассказал о своем проекте Ornitology: «Название Ornitogy оттого, что я люблю птиц и джаз. Чарли Паркер по прозвищу Птица записал как-то композицию с таким названием. И вообще саксофон похож на птицу. Я люблю музыкантов, у которых за плечами — крылья». Проект в самом деле удивительный, он выглядит как супер-группа из самых известных джаз-роковых музыкантов: Игорь Джавад-Заде (барабаны), Михаил Лисов (гитара), Юрий Мамаев (бас). На фестиваль должен был приехать еще и Николай Девлет-Кельдеев, но не смог — очень любопытно, что его гитарные партии взялся сыграть на саксофоне Сергей Головня! 15 лет играет Головня с Ивановым, но это явно самый рискованный эксперимент. И — все получилось. Начали со smooth jazz, а закончили и вовсе прогрессив-роком. И все композиции сыграны с безупречным вкусом, профессионализмом и страстью.
Квартет Ивана Фармаковского приехал в Коктебель в обновленном составе, и это первое его выступление таким вот квартетом: помимо самого Фармаковского, еще тенор-саксофонист Ральф Боуэн, барабанщик Дональд Эдвардс (с ним у Фармаковского даже записан совместный альбом), знаменитый контрабасист Кенни Дэйвис.
Фармаковский рассказал: «Ситуация, которая здесь в Коктебеле — не может мне не нравиться. С первых секунд - ощущение праздника! Вчера мы застали выступление Валерия Пономарева, это было выступление на славу. Тенденция возвращения фестиваля к джазу меня радует, обычно ведь 50 на 50, джаза от силы половина, остальное — разного рода фьюжн. Побывал недавно в Монтре, и там джаза осталось совсем немного — остальное арт-рок и прочее! Я встретил здесь джазменов высочайшего уровня, и я рад, что привез сюда таких отличных музыкантов из разных стран мира. Я горжусь тем, что мне удалось посотрудничать с ними».
Музыканты в самом деле именитые, умеющие играть и слышать. Говорить о том, что выступление сделало бы честь любому мировому фестивалю — излишне. Стоит только упомянуть, как фантастически стильно они сыграли импровизацию на тему советской песни «Темная ночь» - Фармаковский признался, что очень любит эту песню в исполнеии Марка Бернеса, и часто играет с разными составами.
Британский саунд представил на Koktebel Jazz Party прекрасный состав Alex Hutchings Band – плотная стена звука, отменный джаз-рок на основе прогрессива, драйв и виртуозность в одном флаконе. Алекс Хатчингс сам по себе виртуознейший гитарист, но он не злоупотребляет россыпями нот а-ля Малмстина без нужды. Проникновенные скупые соло — да, минималистичные бриджи — да, арпеджио 1/64 — пожалуйста. Фанк, r'n'b, арт-рок — переходы мгновенны и непредсказуемы.
Завершал третий день фестиваля подлинная легенда мирового джаза — трубач Том Харрелл и его звездный квинтет: Wayne Escoffery (тенор-саксофон), Danny Grissett (клавишные), Ugonna Okegwo (бас) and Johnathan Blake (ударные).
Только что, 12 августа, Том Харрелл выпустил новый альбом Trip – но сделал это с другим своим составом, квартетом. Поэтому из Trip ничего не прозвучало, а на вопросы журналистов перед концертом о том, что он собирается играть, Том многозначительно ответил: «Мы будем играть текущую программу». Фаррелл многие годы превозмогает тяжелую болезнь, к тому же не переносит фотовспышек — все это придает ему особенную эксцентричность, но нисколько не сказывается на качестве его игры — певучесть его трубы настолько грустна и проникновенна, что невольно напрашиваются ассоциации с альтом Юрия Башмета.
Я задал Тому Харреллу вопрос с надеждой на провокацию: не собирается ли он уходить на покой, ведь столько уже сделано? Харрелл действительно оживился и ответил максимально развернуто для него (целых два предложения), которые сводились к тому, что для многих музыкантов их музыка — Божий дар, и он считает, что должен максимально долго играть музыку, это его призвание. Достойный ответ!
Нынешний состав квинтета Харрелла играет вместе уже 9 лет, их сыгранность — фантастическая. Харрелл недвижно стоит на сцене, с опущенными плечами, головой и руками. Легкое движение его руки, похожее на счет, приводит в действие этот изумительный оркестрик с отменными музыкантами (все они имеют свои проекты, играют с множеством звезд). Великий джаз игрался в эту ночь в Коктебеле.
А в конце зрителей ожидал небольшой сюрприз — онлайн-джем-сейшн посредством телемоста с Ростовом-на-Дону. На Главной сцене играл Сергей Головня, а в Ростове — саксофонист Евгений Соколовский и его брат гитарист Константин Соколовский. Еще через час джем-сейшн продолжился уже в ночном кафе на набережной Коктебеля, в нем приняли участие музыканты квинтета Харрелла, британцы и многие российские джазмены.
Остался еще один концертный день, и Koktebel Jazz Party завершается.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии