Сначала не о «Голосе».
2013 год войдет в историю музыки как пустое место. Ни открытий, ни прорывов — скучный конвейер по производству заранее ожидаемой музыки. «Делай, что делал раньше, и будь что будет» - таков смысл жизнедеятельности всех тех, кого обсуждали в этом году.
Чего ждали, то и получили от Земфиры, Lady Gaga, Сукачева, Beyonce, Lana Del Rey, Билана, PJ Harvey, Arctic Monkeys, Franz Ferdinand, Бритни Спирс и прочих героев года. Шаг в сторону от привычного — расстрел. Ретро — это хорошо.
Утомившись вот уже как пару десятилетий искать хоть какой-то новый звук, и скрестив все имеющееся со всем имеющимся, получив жутких мутантов в итоге — уже в 2013 году музыканты искали счастье в банальности. Бейонсе записала альбом баллад в духе 90-х — ура, рекорд по продажам. Daft Punk обратился к 70-м — ура, это событие. Новые песни Киркорова и Баскова стали напоминать «Ласковый май» - отлично, Натали стала «Миражом» - событие года. Бьорк еще поет, и на том спасибо ей. Black Sabbath и Тимати выпустили альбомы с одинаковым названием, повторив самих себя, - аксакалы держат марку, браво, мир не сошел еще с ума.
У потребителя короткая, клиповая, Ютьюбовая память. Поэтому за новации можно выдавать элементы хоть Битлз, хоть диско 80-х.
Массовая российская публика который год тасует между собой имена Киркорова, Лепса, Баскова, Лазарева, Елки, Ваенги, Михайлова и Макаревича в разных последовательностях, и перемена мест слагаемых — уже повод для оживленной дискуссии, причем с обязательным упоминанием имени Пугачевой.
Когда-то живое и бойкое рок-движение превратилось в туровый конвейер по зарабатыванию денег. День рождения фронтмена или его случившаяся смерть — без разницы, это все равно лишь повод для выпуска в продажу билетов на еще один концерт. Два десятка счастливчиков, попавших в туровую обойму имени «Нашего радио», продают билеты по всей стране, остальные играют в клубах и мечтают об этом. Кому-то, как Louna, удача улыбается. Остальные спят и видят Матвеева в качестве своего тур-менеджера как предел мечтаний.
Поп-музыканты и вовсе успокоились. Отсутствие прорывов гарантирует их статус-кво. Билан выпустил альбом незатейливых баллад, Лазарев вообще удовольствовался одной балладой (но беспроигрышной — на русском языке). Басков стал русской Веркой Сердючкой, а Киркоров вернулся к истокам собственной карьеры, ведь это так модно в 2013 году, - и тут же стал самым популярным артистом года, по версии ВЦИОМ. Елка почивала на прошлогодних лаврах, Лепс болел, - и самым реально продуктивным артистом года неожиданно стала Елена Ваенга с ее «Леной»... в духе тех же 80-х. Новые имена, вроде Дорна или Родригеса, настолько бездарны и вторичны, что поминать их не стоит.
Казалось бы, причем тут «Голос»?
Шоу маст го он, и если топовые артисты потчуют чем-то подпорченным, то функции развлечения неизбежно принимает на себя телевидение. Телешоу The Voice и X-Factor стали невероятно рейтинговыми за последние годы во всем мире, без исключения. Кризис идей — он ведь общемировой.
В России X-Factor, ориентированный на создание новых звезд со своими песнями, откровенно не пошел — даже на буксире имени Аллы Пугачевой. А вот «Голос», по сути рестайлинг японских караоке-шоу, - пошел на ура. Причина корневая: развлечение караоке-пением это вполне телевизионный продукт, требующий от артистов только умелого исполнения известных песен. Первоклассная команда Первого канала предсказуемо блестяще справилась со своими телезаботами — созданием шоу, видеозаставок, живым звуком, привлечением звезд в жюри и прочим.
Закончившийся второй сезон «Голоса» вобрал в себя почти всех клубных ресторанных профи Москвы, втянув в свою орбиту даже ресторанных вокалистов Грузии и Чечни. Этот клубный уровень обеспечил весьма качественное исполнение хитов. Массовый зритель «купился» и на яркую обертку, и на ресторанную начинку. Апофеозом самого рейтингового шоу на ТВ стал финал с победой скверно поющего, зато вполне «оперного» (в понимании несведущей публики) голоса Сергея Волчкова. Оперные специалисты в ужасе от плохо поставленного, шершаво звучащего вокала, но кто их спрашивает? Широкой аудитории его голос вполне напоминает оперный, и для караоке-шоу это честный справедливый победитель, как ни крути. Поздравим Волчкова с победой, и тут же забудем о нем.
Итоги 2013 года были бы неполными без упоминания «Голоса», хотя ни малейшего влияния на реальные события музыкальной жизни шоу не имеет. Реальная же жизнь продолжается своим чередом: минимум новых идей и старательное пережевывание старого.
Зияющая пустота как она есть.
Гуру КЕН
Комментарии