По большому счету, 2014 год не переломил общий катастрофический тренд последнего десятилетия. Российский шоу-биз лихорадит, он продолжает загнивать, хотя пытается влить свежую кровь в старые меха. Отдельные удачи только ярче освещают безвременье. Разберемся с основными трендами года, и начнем с первопричины.
1. Деньги — деньги — деньги
Ситуация с деньгами стала определяющей для многих трендов года.
- Надежды на получение доходов от iTunes и других цифровых платформ, заменяющих ушедшие в небытие продажи CD, не оправдались. Сам iTunes не раскрывает суммы выплаченных им гонораров и запрещает делать это получателям, но опрос известных российских музыкантов показал, что ни один из них не получил от цифровых продаж суммы, хотя бы сопоставимой с затратами на запись выложенного в iTunes релиза.
- Концерты остаются главным источником дохода для жизни и творчества, но к нему неожиданно прибавились доходы от краудфандинга — сбор средств у поклонников оказался вполне реалистичным источником финансирования записи проекта. В частности, Би-2, «Пикник», Инна Желанная, «Адаптация», Catharsis, Lumen, «Король и Шут», «Эпидемия», «Торба-на-Круче», Louna, Animal Jazz и другие успешно собрали нужные суммы, а некоторые вдвое-втрое больше необходимого. Да, это сугубо рок-группы, но в отличие от поп-музыкантов они не имеют дохода от корпоративов.
- В конце года рухнул и корпоративный рынок, из-за ограничений для госкомпаний и кратного роста курса валют. Большинству музыкантов пришлось зафиксировать курс на уровне 40-50 за доллар, но и это не помогло. Конец 2014 года войдет в историю как самый провальный корпоративный сезон за последние 20 лет.
2. Политика — политика — политика
В постсоветские годы политика не вмешивалась, как правило, в события на музыкальном рынке.
- 2014 год стал переломным: возродилось «телефонное право», целый ряд топовых украинских артистов стали де-факто запрещенными в России, а из-за необъявленной войны России и Украины схлопнулся и украинский рынок для российских музыкантов. К тому же уже в России против целого ряда российских топ-музыкантов ввели санкции, активизировался махровый псевдо-православный радикализм.
- В сочетании с войной и падением курсов валют мы получили обрушение концертного рынка и гастрольной деятельности. И оправляться от этого двойного удара будем очень долго.
3. Смена поколений все-таки произошла!
То, о чем долго язвительно писали журналисты и над чем грубовато шутили в соцсетях, свершилось. Не все еще это осознают, но смена поколений в шоу-бизнесе получилась именно в кризисном 2014 году.
Повлиял целый ряд факторов. Важнейшим катализатором стало телешоу «Голос» на Первом канале, вытащившее на многомиллионную аудиторию лучших клубных вокалистов Москвы. Они скверно поют по-русски, у них нет достойных песен, - но из-за многолетнего голода на новые имена публика все равно носит их на руках.
Интернет наконец-то показал свою силу — некоторые имена появились буквально из соцсети «В контакте». Наконец, продюсерские центры стали запускать в радиоротации своих новых артистов, работающих для аудитории 14-25. Стоит отметить конструктивную роль "Русского Радио", активно запускавшего новые проекты в эфир.
- Так сложилась целая плеяда новых артистов, успешно зарабатывающая на концертах и заметная (чего не было ранее!) в телерадиоэфирах: Гела Гуралиа, Iowa, Наргиз Закирова, Севара, Марсель, Jukebox, Пицца, Ян Марти, Therr Maitz, Иван Дорн, Василий Уриевский, Александр Коган, Emin, M-Band, Маяковский, Artik&Asti, Шарип Умханов (Шариф), Мали, Даша Суворова и т. д. Список далеко не полон! Кто-то из них уже немолод, но перезапущен как массовый проект. Кто-то вырос на родительских деньгах, но выдает качественный продукт. А большинство — выросли сами, и запущены через открывшиеся шлюзы на ТВ, радио и в интернете.
- Среднее поколение потеснилось, и оттого необычайно разбухло. В эту генерацию рабочих лошадок шоу-бизнеса вошли Дима Билан, Сергей Лазарев, Елка — но там же Филипп Киркоров и Лолита, например. Диапазон широчайший, особенно если прибавить сюда же мастодонтов русского рока, от Макаревича до Би-2 и Земфиры, от «Зверей» до «Сплина». Все эти люди делают сегодняшний шоу-бизнес на больших оборотах.
- А вот старшее поколение принялось активно редеть. Первым звонком был уход со сцены Аллы Пугачевой. А в 2014 году мы почти потеряли из виду Софию Ротару, Валерия Леонтьева и других грандов.
- Произошли тектонические изменения в поколениях. А кроме того, на подходе к большому шоу-бизу появилось немало интересных прозападных проектов, работающих в инди-нишах — Гуша Катушкин, Яна Блиндер, Окуджав и др. Стоит им написать большой хит, - как они присоединятся к новому поколению шоу-биза.
4. Разочарования года
Их было много, и почти все — фундаментальные, системные.
- Полностью выдохлось и показало свою никчемность поколение хипстеров (надгробную эпитафию ему уже написали «Би-2» и Уриевский).
- Окончательно завершил свое существование как цельное высказывание формат альбома (лучшего альбома в этом году просто нет).
- Ушли на отдых мощно заявившие о себе в прошлом году Стас Михайлов и Елена Ваенга.
- Русский рок и русский рэп превратились в ретро-жанры с избитыми шаблонами, вроде блюза, и с тонущего корабля стали прыгать и разбегаться в разные стороны оставшиеся живые.
- Абсолютный кризис случился в этно-музыке, еще недавно фонтанировавшей интересными проектами.
- Русский джаз не воспользовался шансом вырваться из трущоб, предоставленным ему телешоу «Большой джаз», и из-за болезненных комплексов снова погрузился в андеграунд.
- Продолжилось разрушение музыкальной прессы, из-за полного непонимания со стороны музыкантов эффективности комплексной культурной среды и переоценки фан-групп в соцсетях.
5. Успехи года
Главный успех года — появление в эфирах и на больших концертных площадках множества новых имен. Но были и локальные радости.
- Отменные альбомы выпустили Лолита и Ева Польна (жаль, что их поклонники совсем не слышат музыку, и певицы вынуждены ориентироваться на этот факт).
- Творческие удачи блеснули у БГ, «Сплина» и Дельфина.
- Топовые поп-артисты окончательно перешли на живой звук, и отныне работа под «фанеру» - удел только сбитых летчиков.
- Чем меньше шансов у артистов собрать большой зал, тем более важны большие фестивали с масштабной аудиторией, а фестивалей не стало меньше.
Подводя итоги года, стоит резюмировать: российский шоу-бизнес сегментировался вслед за мировым. Эпоха больших артистов, собирающих огромные турне по стадионам, завершена. Новые артисты работают точечно, на узкий сегмент. Одни - на любителей красивых голосов, другие на вырождающуюся от алкоголизма и наркотиков провинциальную молодежь (и сами выглядят и поют соответственно слабоумно), третьи копируют топовую западную музыку для «модников». Объединить все эти разношерстные аудитории ни один артист пока не в состоянии, своих Бейонсе и Сэма Смита у нас не появилось. Но это не значит, что не появится. Всему свое время.
Комментарии