Говорим сегодня о сериале «Топи» 2021 года по сценарию писателя Дмитрия Глуховского (знаком всем по фильмам «Текст» и «Метро 2033»). Это мистический триллер-утопия о поездке пятерых москвичей, трех девушек и двух парней, в некий чудотворный монастырь с провинцию. Деревня Топи около монастыря, несуществующая, дала название этому сериалу.
Москвичи в провинции и комикование на эту тему — это было бы слишком легко для Глуховского и режиссера Владимира Мирзоева. У каждого из героев есть свои причины для поездки в чудо-монастырь — один болен раком, другая только что потеряла в ДТП сестру и хочет ее воскресить, и т. д. Но оказываясь на месте, персонажи не только оказываются в непривычной для них сельской реальности, но и вынуждены догадываться — живы они или уже умерли. Этот мистицизм накладывается на своеобразное восприятие православия, у каждого оно свое. В конце концов, каждый сталкивается не столько с деревенским укладом жизни и мистикой, сколько с самим собой, - готов ли он на активные действия, чтобы изменить хоть что-то в своей жизни, если есть выбор между действием и смертью.
Прежде чем показать лучшие сцены фильма, нужно сказать об актерах, которые тут заняты. Есть звезды — Максим Суханов, Екатерина Шпица, Александра Бортич, даже сам Дмитрий Глуховский, но это эпизодические роли. В главных — относительно свежие лица. Если Иван Янковский (внук того самого Янковского) уже активно снимается и близок к статусу нового Петрова, то для остальных членов кампании — Тихон Жизневский, Анастасия Крылова, Софья Володчинская и Марина Васильева, - одни из первых главных ролей в кино.
О СЕРИАЛЕ
Сериал «Топи» вышел на платформе «Кинопоиск» 28 января 2021 года. Наверняка это оставляет больше вопросов, чем ответов. Удивительная красота лесных пейзажей (фильм снимался в Белоруссии в Минской области), и наивно-жуткий пластический грим у местных жителей, который типа должен вызывать ужас, а вызывает только смех.
Явная отсылка ко всем мистическо-религиозным киношкам, которые все видели, но попытка найти некий православный мистицизм, отличный от всего иного. Наконец, попытка вставить москвичей в некую деревенскую картинку, а вместо этого клюква в виде стилизованной показательной деревушки со сплошь сумасшедшими и немного провидческими жителями, спасибо что без синего тумана в духе Бертона.
Сериал «Топи» вообще-то вполне жанровый, как мне кажется. Он имеет в виду лучшие образцы жанра — сериал «Остаться в живых», или «Тьма», или «Третий день» с Джудом Лоу, даже «Игру на выживание», - вот это все. Он также все понимает про недавно вышедший российский фолк-триллер «Территория» с Андреем Мерзликиным, или неожиданно взлетевший в эпоху коронавируса российский же сериал «Эпидемия». По обрядовому мистицизму явно сопоставляется и фильм «Солнцестояние». Но Мирзоев как режиссер старается, тщательно старается дистанцироваться от всего сразу.
И это скорее минус, потому что как только Мирзоев уходит от канонов жанра, условных 10 минут на следующий поворот сюжета, как положено в сериале, - насытить действие ему нечем. У него есть пятеро довольно ходульных безжизненных персонажей, которые вообще-то по жизни ничего и не хотят, в отличие от Деппа в «Сонной лощине».
Главный герой, которого играет Иван Янковский, - это повзрослевший Артем из романа и фильма «Метро 2033», у него успешный интернет-стартап, на него давит ФСБ с требованием дать ей ключи шифрования и бэкдор, чтобы следить за пользователями приложения. Конечно, это сразу отсылает к Павлу Дурову, создателю «Вконтакте» и затем его истории с мессенджером «Телеграм». Хотя сам автор Глуховский настаивает, что первая версия сценария появилась еще в 2011 году, когда никакого Телеграма в помине не было. У него рак, и по идее он едет в чудо-монастырь, чтобы вылечиться от него. Однако и сама поездка навязана ему матерью, и по приезду он ведет себя так анемично, что кроме желания немедленно уехать назад в Москву не остается ничего. Он не двигатель сюжета.
А тогда кто, если не главный герой? Да никто. В компании с Янковским оказываются: мечтающий о «честной журналистике» пошляк и сексоголик, а по сюжету фактически репортер условного LifeNews, едущий в надежде на сенсацию, но без всяких контрактов (совершенно утопическая в России история, хотя Глуховский и клянется в своем знании журналистики) в исполнении Тихона Жизневского. Катя (Екатерина Шпица), которую бросил перед свадьбой жених, и она не против новых отношений; Соня (Анастасия Крылова), вырвавшаяся из-под опеки типа воцерковленного, но с любовницей, отца; Эля (Софья Володчинская), которую хотят из Москвы вернуть в родной аул, чтобы выдать замуж неизвестно за кого. Что им хотеть тут, в Топи? Чего желать? К чему стремиться?
Тут явный сюжетный провис. Точнее, так тоже можно. Но тогда на все ознакомление с персонажами должно хватить 20 минут. Или 5 минут. Или 1 минута. А затем должны начинаться крутые сюжетные повороты. Так диктует жанр. Вместо этого неубедительные вялые персонажи примерно 3-4 серии, да-да-да, тусуются по лесу, ищут приключений, и не особо находят. Что должен подумать зритель? Он так и скажет — ну делайте уже что-нибудь! Но делать это некому. Даже встречающийся героям милиционер (Александр Доронин) тоже ничего не хочет делать. Да, это русская хтонь, как это видится типичному москвичу. А зачем на все это смотреть?
К тому же мы видим удивительный парадокс. Пятеро вполне себе творческих москвичей то и дело говорят на блатном жаргоне, которого по идее даже слышать нигде не могли в своих очерченных авторами местах. Ну, за исключением ангелоподобной Сони в исполнении Анастасии Крыловой, которая единственная тут на своем месте, и органична до беспредела. Остальные с легкостью находят общий блатной язык с деревенским участковым и даже зэками, недавно освободившимися по УДО. Фальшак. Ну это совсем фейк. Конечно, актеры пытаются проговаривать этот пластмассовый текст как могут естественнее, но это невозможно сказать органично. Это просто дефект сценария Глуховского.
Но и режиссер Владимир Мирзоев хорош. Вместо реальной деревни он налепил псевдо-деревню, всех ее жителей заставил выглядеть чокнутыми и обезображенными, как в лепрозории, хотя текст реплик позволял сделать их вполне себе естественными сельскими жителями (отчего было бы еще страшнее), и добавил стандартных воплей из ужастиков. Пугают, а не страшно. Знаете, почему? Потому что это страшно, когда перед тобой был обычный человек, и вдруг он вопит. Преображение. А когда вурдалак с пластиковым гримом вопит, - это уже ожидаемо и вообще не страшно, даже весело.
Важная тема сериала — погружение в мир мертвых. Это даже не «Мертвец» Джармуша, а скорее «Груз 200» (к нему есть отсылка уже в первой серии) или «Кочегар» Алексея Балабанова в мистическом флере. Штука в том, что Балабанов страшнее. Ему веришь. А тут сказка, и странно было бы пугаться. Общение с миром мертвых — заезженная тема, и я вполне верю Глуховскому, когда он говорит, что это его личная тема. У всех так или иначе она есть, многие вспоминают или говорят с умершей мамой или папой, или братом и сестренкой. Наливают им водки на кладбище даже. Художественная задача — сделать это убедительно. Иногда в сериале «Топь» это получается, точно получается. Иногда — нет, хоть стой, хоть падай. Штука в том, что общение с мертвыми всегда персонализировано, - ты это ты, а мертвый — это твоя мама, например, которую ты знаешь, как облупленную, это же твоя мама. В сериале этой персонализации почти нет, кроме истории с Соней (опять же Анастасия Крылова) и ее погибшей в ДТП сестрой Ариной (Вероника Мохирева). Остальные клоны слишком абстрактны, чтобы в них поверить. Я бы еще много сказал про клонирование, но сейчас только об этом сериале.
И все-таки Мирзоев хорош иногда. Он не позволяет действию выйти из двусмысленности, зритель всегда гадает — случилось ли это на самом деле, или герои мертвы и действие с их клонами, или это вообще только в воображении персонажей. Он умело нагнетает саспенс через крупные планы (к оператору Василию Григолюнасу вообще нет вопросов). В цветокоррекции мне не хватило сочности контрастов, кажется, отсылки к блеклой архангельской природе были восприняты чересчур буквально. Но лица героев всегда затонированы, ощутим рассеянный свет на темные места, молодую красоту персонажей не портят неуместными тенями, - думаю, в истории про мажорных москвичей это вполне логично.
В целом это вполне качественный продукт, который не составит, конечно, конкуренции «Остаться в живых», но с «Эпидемией» вполне себе посоперничает за внимание. Мог ли он быть лучше? Да. Провисы в сценарии и сказочность обстановки порядочно навредили сериалу. Но где тот российский сериал, где проблем сценария нет? Это общее место, и кстати «Эпидемии» это очень мощно коснулось, при взлете интереса западной аудитории она потеряла интерес именно на сценарии, если уж признаться честно.
В отличие от обзоров фильмов, я не могу пока поставить оценку, потому что не вышли заключительные серии. Но надеюсь, что дал достаточно объективную информации о том, чтобы вы решили — смотреть сериал «Топи» или нет.
Комментарии