Фильм «Спаситель» (2021). Обзор

У великого кантри-певца Джонни Кэша, я его очень люблю, есть отличная песня Redemption Day ( День искупления) с антивоенным таким посылом. Он даже недавно спел ее с Шэрил Кроу. Но мы сейчас не о песне Джонни Кэша, а о фильме Redemption Day, или в русском переводе почему-то «Спаситель». Почему не понравилось название «День искупления» - задавайте эти вопросы не мне. В России фильм выходит 18 февраля 2021 года.

Сначала коротко о фильме, а потом обсудим все это.

Фильм снимали в Нью-Йорке, Марракеше, Рабате и Эрфуде в Марокко. Даже по локациям понятно, что это очередная история о победоносной армии США, воюющей в Африке с плохими парнями. На самом деле так и есть, но только в оболочке фантомных болей от войны у американского ветерана-капитана армии, почти в одиночку отправляющегося в Африку спасать захваченную террористами ИГИЛ (она же ДАИШ, она же запрещенная законами России банда головорезов) жену. Не будет спойлером сказать, что все у него получится, ведь во всех военных фильмах Америки у американских военных все получается, и даже Аллах на их стороне, если верить этим фильмам. Да, это очередная клюква типа «Рэмбо», но разве это мешает нам любить «Рэмбо»?

Коротко скажу, что в фильме есть великолепная эпизодическая роль Сэми Насери, того самого из «Такси», «Такси-2», «Такси-3» и даже «Такси-4». Он играет предводителя террористов, и весьма колоритен в этом качестве. Давно подозревал, что это его. А кроме того, много шикарных видов пустыни, перестрелок, и немного беременности и любви, чтобы девочкам тоже было интересно.

Еще тут есть Энди Гарсия, покуривающий сигару, рюхля Мартин Донован, и Роберт Неппер в белом костюме с очень коварным взглядом.

Итак, кто же снял все это буйство песчаных красок? Это дебют , о котором известно только то, что он работал какое-то время ассистентом всяких режиссеров при съемках в его родном Марокко. Вот в Марокко дело и происходит, очень просто. Фильм даже получил приз за лучший полнометражный фильм на малоизвестном кинофестивале «Фильм Манхэттенхендж»! И даже сайт Метакритик поставил оценку 7,6 на момент съемки этого видео. Я искренне не понимаю, как такое вообще могло случиться, и попозже объясню.

Нашего Рэмбо по имени Брэд Пакстон играет накаченный Гэри Дурдан (он снимался в «CSI: место преступления», но кто там не снимался? И еще «Чужой. Воскрешение» с небольшой ролью) И да, ему 54, так что чудес эквилибристики он не показывает.

Фильм начинается со сцены, где молодой Брэд Пакстон, служаший на военной базе США в Сирии (режиссер, кстати, не считает нужным сообщить зрителям, что база самовольно захвачена американцами, правительство Сирии не давало согласие на героизмы американцев) попадает в перестрелку с кем-то, чудом выживает и спасает другого солдата. Получает за этот подвиг некую грамоту, но по ночам просыпается от кошмаров. Заход неплох — посттравматический синдром бывшего солдата, плюс описание козней чиновников ради доставки драгоценной нефти — есть даже титр о том, что нефть получают те, кто сможет ее отбить у других. В глазах американцев все эти бесконечные войны на Ближнем Востоке и в Африке, где гибнут американские солдаты и частные армии, - действительно только ради контроля за нефтью. Покупать на общих условиях честно нефть США не привыкли, так и есть. Солдаты гибнут за скидки на нефть, так и есть. Фильм дает надежду на нечто новое — эдакий симбиоз «Рэмбо», сериала «Миллиарды» и «Охотник на оленей» или наш фильм «Мой сводный брат Франкенштейн». Но нет! Ничего подобного.

Режиссер Хичам Хаджи быстро сваливается в однотонную, как песок в марокканской пустыне, агитку. Куда-то до самого конца фильма исчезает тема нефти и всех политических игр около нее, да и в финале остается только недоумение — автор сам-то понял, какую тему он поднял? Зрителям он объяснить ничего на эту тему не смог. Главный герой, которому написали отвратительные диалоги самого пластмассового содержания, начинает действовать как Рэмбо, только иногда с помутнениями рассудка — тот самый поствоенный синдром — и это показано максимально пластмассово, как только может быть. И эта тема слита. Ладно, но хотя бы стрелялки вы нам покажете??? Их показывают, но они выглядят так, будто автор знает их только по компьютерной игре «Call of Duty», и почти все они в темноте или недостаточном освещении, так что понять, кто куда стреляет и почему плохие парни падают убитыми, а точно такие же выстрелы вообще не попадают в хороших парней, - невозможно. Мы все время ждем какого-то поворота сюжета, который радикально преобразит то, что мы уже знаем, - но нет, его нет!

Давайте скажу о жирном плюсе. Не знаю как, но Хичаму Хаджи удалось собрать весьма впечатляющий состав актеров на роли второго плана. Энди Гарсия в роли посла США глубокомысленно курит толстую сигару, и кажется, что сигара самодостаточно играет сама за него. Мартин Донован в роли некого дипломата, чертовски похожего на полковника Сандерса. Роберт Неппер постоянно строит глазки. Ну да, еще есть президент США, его играет Джей Футлик, который говорит что-то типа «Принесите мне все тактические возможности» в плохо освещенной ситуационной комнате президента. Лапша на лапше и лапшой погоняет!

Наконец, Семи Насери. Он хорош в роли вождя исламистов, но какого черта у него выбеленные в лучших французских стоматологиях зубы? И зачем выросший в Марокко режиссер и автор сценария дает ему такие шаблонные реплики на французском и ломаном английском? Кажется, местному жителю можно было бы дать больше полутонов для описания жизни в Марокко и Алжире. Кажется, что Хаджи подумал, что американцы просто не поймут нюансы и решил сделать шаблонную карикатурную фигуру, - но это ошибка. Получился ходячий шаблон, и хотя Насери свое отыграл, но для фильма это оказалось еще одним балластом. Кстати, даже убивают его так, что не всякий зритель заметит.

Итак, подведем итоги.

Итоги

Фильм «Спаситель» или «День искупления» оказался посредственным боевиком с очень условными персонажами. Заявленные темы поствоенного синдрома и политических игр с нефтью удалось только заявить, но не раскрыть. Диалоги написаны очень плохо и к тому же на двух языках — французском и английском, что путает. Пока оператор снимает дронами в пустыне — все отлично, но съемки в помещениях и боевые сцены — очень низкокачественны.

Я ставлю этому фильму оценку 4 из 10.

Еще об этом