Если есть битломаны, которые недооценивали детские годы Джона Леннона, и их влияние на песни «Битлз», то в самый раз просмотреть новый фильм «Стать Джоном Ленноном», который выходит на экраны 27 мая.
Что широкому слушателю известно о Ленноне, который учится в школе и собирает свою первую группу The Quarrymen? Максимум – про то, что у него были плохие отношения с тетей Мими, которая его вырастила, и он скучал по трагически погибшей матери Джулии. Все это кажется мелодраматической шелухой, недостойной внимания истинного битломана.
Однако фильм Nowhere Boy, в русском прокате получивший более понятное название «Стать Джоном Ленноном», рассказывает такие подробности, которые заставляют переоценить не только многие песни «Битлз», напрямую не связанные с памятью матери Леннона, как «Mother», «Julia» и «My Mummy’s Dead», но и творчество Леннона в целом.
15-летний Джон Леннон впервые взял в руки гитару
Картина «Стать Джоном Ленноном» повествует о 15-летнем Джоне Ленноне, живущем с тетей Мими в унылом пригороде Ливерпуля Вултон. Начинается она со смерти дяди, подарившего мальчику губную гармошку и введшему его в мир музыки, проходит сквозь непростые перепитии отношений тети Мими (в блистательном исполнении изысканной Кристин Скотт-Томас), матери Джулии (рыжеволосой Энн-Мари Дафф) и самого Джона (Аарон Джонсон). И завершается отъездом группы The Quarrymen на широкоизвестные теперь гастроли в Гамбург.
Самым важным фактом, который стоит знать об этом фильме, стало одобрение со стороны Йоко Оно. Собственно, это первый художественный фильм из десятков подобных, получивший такое одобрение. О том, на какие жертвы пришлось ради этого пойти его создателям, и прежде всего сценаристу Мэтту Гринхалгу (до этого получившему премию BAFTA за байопик о группе Joy Division, ничего не известно. Но, зная крутой характер вдовы Леннона, верится, что без принципиальных правок дело не обошлось.
Но самое главное – фильм выглядит как дотошное биографическое исследование формирования личности Леннона. Режиссер Сэм Тейлор-Вудс дотошно показывает, в каких силовых полях невероятно ярких и одаренных женщин пришлось выживать самоуверенному и талантливому мальчику. Роль женщин в кристаллизации личности Леннона уже привлекала внимание психологов и музыковедов, но фильм «Стать Джоном Ленноном» доводит ее до мелодраматической ноты, до слез. Сильная консервативная женщина Мими и сильная свободолюбивая женщина Джулия – они цельны и эффектны, но подросток то и дело встает перед выбором, чью позицию предпочесть. И оказывается не готовым к такому выбору.
Юность Джона Леннона (Аарон Джонсон) прошла между двумя сильными женщинами - матерью Джулией (Энн-Мари Дафф) и тетей Мими (Кристин Скотт-Томас))
История демонстрирует выбор самого Леннона. Он женился на своболюбивой японке Оно, напоминавшей ему маму Джулию, погибшую под колесами полицейского автомобиля. При этом до конца своих дней Джон педантично, раз в неделю, звонил своей тете Мими, отсылал ей пленки со своими голосовыми посланиями, и подарил ей магнитофон, чтобы получать такие же пленки от нее.
Режиссер то и дело фиксирует внимание зрителя на мелких деталях, которые максимально биографичны. Вот Леннон едет на велосипеде по улице Strawberry Fields. Вот он знакомится с чудаковато-правильным Полом Маккартни. Вот Маккартни поет Джулии на кухне под гитару только что сочиненную песню, а потом «по блату» проталкивает в состав группы Джорджа Харрисона. Есть мелкие детали, которые правдоподобны относительно – скажем, сам Маккартни вспоминал, что при первом «прослушивании» он играл сначала на обычной гитаре, и только потом перестроил ее для левши, коим является, и сыграл Twenty Flight Rock. А в фильме обыгрывается история, что Маккартни сразу взял гитару в позицию для левши, чем вызвал успешки участников The Quarrymen. Есть другие незначительные неточности.
The Quarrymen
Но что удалось создателям «Стать Джоном Ленноном» - так это показать, откуда взялся такой Леннон. Ершистый, непокладистый, фантазирующий, комплексующий, самоуверенный – все то, каким мы знаем Леннона. Он отсюда, из детства. Актер Аарон Джонсон – голубоглазый, симпатичный. Он берет в руки историческую фотокарточку черноглазого Джона в младенчестве, и ему веришь – потому что он сам сгусток противоречий, амбиций и страхов.
Возможно, картине недостает голливудской зрелищности – все-таки мы имеем дело с малобюджетной мелодрамой, почти арт-хаусом. Но она открывает множество потаенных уголков в противоречивой личности Леннона. Более того, она первая, рассказывающая о детских годах Леннона в Ливерпуле.
Гуру КЕН
Комментарии