Нет, это было невозможно - удержаться. Новоорлеанский афро-джаз, как свою музыку называет выдающийся саксофонист Дональд Харрисон - музыка для ног, но все-таки в первую очередь - джаз.
А вообще-то Харрисон начинал с традиционного новоорлеанского джаза, и было это давно - альбом «Indian Blues» зафиксировал сумасшедшую энергию ритуалов, спиричуэлс, барабанных шоу еще в 1991 году. А в 1999-м он объявил себя вождем «народа» Congo Square и ввел термин «афро-новоорлеанский», чтобы дистанцироваться от презревших корневую афро-культуру джазменов. Даже придумал чудные костюмы, элементы которых объединяют Восток, Запад, Центральную Африку и конкретно Новый Орлеан-стайл.
Но ему быстро наскучило быть одним из многих, хотя бы и лучших. Дональд Харрисон начал эксперименты со smooth-jazz, и уже в 2007 году Billboard включил его записи в свой Топ-10. Надоело и это - уж слишком простецкой затеей показалось ему играть салонный джаз.
И к 2012 году и по сей день Дональд Харрисон и его Donald Harrison's Quantum Leap (названный так в честь альбома Quantum Leap) играют то неуловимое и прекрасное, что условно может называться Nouveau Swing, а по сути - бешеная смесь из танцевальных мелодий, сложного полиритмического джаза и всяческого R&B, хип-хопа, соула, рока, кантри и так далее до Майкла Джексона. Да, и новоорлеанские традиции, разумеется.
В рамках нынешнего большого турне по России Donald Harrison's Quantum Leap заехали в Красноярск на IV международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в уютный зал театра музкомедии. И поставили там все с ног на голову, и наоборот.
Сам Дональд более не меняет за концерт по нескольку саксофонов - теперь только любимый альт. Зато, отложив сакс в сторону, он то и дело садится за перкуссию - конги, треугольники, маракасы и прочие трещотки. Потом начинает петь из Джеймса Брауна - и ему в помощь на бэке гитарист Detroit Brooks. Поет Харрисон не то, чтобы удивительно - скорее средне, зато невероятно обаятельно. А потом и вовсе принимается пританцовывать - как же не изобразить в Young MJ, посвященной, как нетрудно догадаться, Майклу Джексону, ту самую «лунную походку»? И опять же, танцор из Дональда тоже не ахти какой - но обаяние брызжет через край, а публика в зале счастливо улыбается... Да, Дональд - в первую очередь шоумен. Для тех, кто далек от джаза и не может расслышать изумительную филигранность его игры на саксофоне, и возмутительную легкость обращения с темой Чарли Паркера, к примеру.
На Гершвине проявляют себя с наилучшей стороны пианист Zaccai Curtis (катающий ноты как бильярдные шары в лузу) и бородатый, аки арабский террорист, совершенно эксцентричный басист Max Moran. Вообще-то сначала показалось, что Макс Моран как-то чересчур уж злоупотребляет этим вездесущим слэпом - но только до той секунды, когда слэп у него превратился в некий содрогающийся конвульсивный экстаз бас-гитары. Ну, и причем тут Гершвин, казалось бы?
А зал-то сидячий. А люди-то уже пританцовывают в креслах. И никакие 7/8 им не помеха, если это такой вот Nouveau Swing.
Дональд Харрисон решает проблему кардинально: «Stand up! Stand up!» И тут уж кто как - кто танцует, кто хлопает (ох уж эта въевшаяся в мозг первая доля!), кто успешно совмещает. Примерно тем же занимается на сцене сам Дональд.
Новорлеанский стандарт Iko Iko с каким-то неожиданным карибским привкусом успешно под пляски счастливо улыбающихся зрителей перевоплощается в авторский Quantum Leap с причудливо меняющимися темпами, - и вот уже к Дональду Харрисону выстраивается длиннющая очередь за автографами на чем попало...
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии