«Я впервые выступаю в России», - скромно сказал за кулисами 80- летний патриарх афро-американского джаза Абдулла Ибрагим.
И ведь в самом деле так. Музыкант, который (на минутку!) заменял за роялем самого Дюка Эллингтона, который написал фантастическую музыку к фильму «Шоколад», обладатель всех мыслимых и немыслимых наград в мировом джазе — Абдулла Ибрагим впервые в России. Это произошло в Сочи, благодаря VIII международному Зимнему фестивалю искусств Юрия Башмета.
«Знаете, я много лет живу в Америке на самом краю пустыни Калахари. Здесь почти Африка», - улыбаясь, объяснял он свой отъезд из родного Кейптауна.
Когда Абдуллу, тогда еще Доллара Бренда, впервые услышал Дюк Эллингтон, то немедленно предложил ему что-нибудь совместно записать. Так что первый громкий альбом, который вышел у Абдуллы Ибрагима, назывался ни много ни мало «Дюк Эллингтон представляет The Dollar Brand Trio»! А нынешнее имя он взял после обращения в ислам, и с 1976 года живет в Америке. «Бах? Бетховен? У нас есть лучше!» - говорил Нельсон Мандела, имея в виду именно Ибрагима.
«Многие думают, что рабы были привезены из Африки. Это не так: привезены из Африки люди, среди них целители и священники, и люди были превращены в рабов», - Абдулла Ибрагим всегда резко высказывался о политических проблемах. Поэтому, собственно, и не смог спокойно жить в Африке, хотя очень много сделал для развития музыкального образования в своей стране.
Состав Абдуллы Ибрагима тоже вполне звездный. Флейта в руках Клива Гайтона, у которого есть свой весьма известный The Lionel Hampton New York Big Band. Контрабасист Ной Джексон уже в 20-летнем возрасте попал в топ-10 джазовых записей по версии Detroit Metro Times. Барабанщик Уил Террилл переиграл с массой первоклассных джазовых звезд.
Но Абдулла Ибрагим удивил даже тех, кто хорошо знаком с его творчеством благодаря Youtube или торрентам. В Сочи он сыграл совершенно нетипичную для себя программу. И почти до самого начала концерта репетировал и репетировал со своими музыкантами, оттачивая каждый нюанс.
То, как прозвучал в Сочи Абдулла Ибрагим, можно было бы назвать салонным джазом с классическим уклоном. Ранее он делал нечто подобное в своей опере Kalahari Liberation Opera. Увлечения бибопом и арабской музыкой давно наложили особенный отпечаток на музыку Ибрагима. Но — не в этот раз. В Сочи он играл демонстративно академично — это могло бы быть похоже на фортепианные вариации Шуберта или Шумана, если бы не настойчивый зов джазовой крови.
Такое надо принять или уходить. Часть зрителей ушла, приговаривая что-то типа «а мы хотели услышать джаз». Часть пребывала в недоумении.
Абдулла Ибрагим начал с фортепианной зарисовки. Это тотально романтическая музыка. Ибрагим в свои 80 играет так, как играют 20-летние: с жаром, словно открывая только что для себя нечто новое в классических созвучиях, прислушиваясь к бурлящей реверберации в недрах рояля. Умело расставляет паузы. Пару минут может держать одну-единственную ноту, раскрывая ее трепет и пульсируя ею словно струей водопада.
Контрабасисту Ною Джексону словно наскучил свой инструмент, - он то и дело бросал его, садясь за виолончель. И тут-то к игре можно было и придраться — как простить обилие нечистых нот? Зачем так неловко играть унисон с флейтистом, пропуская тьму нот, а то и вовсе невпопад? Однако стоило Джексону вернуться к контрабасу, все вставало на свои места — перед нами первоклассный контрабасист. Чуткий, деликатный. А в музыке Ибрагима это исключительно важно: вот Ибрагим запустил с рояля пульсирующую си третьей октавы, и замолчал. Вот эту самую си подхватила флейта Гайтона, и тоже стихла. После некоторого раздумья та же си возникла уже у контрабаса, запульсировала, булькнула и растворилась... Примерно вот так звучал ансамбль Абдуллы Ибрагима в этот вечер.
Это еще можно было бы назвать и фри-джазом, если бы... Если бы не тот самый тотальный романтизм. Ибрагим мыслит симфоническим мышлением, но играет все-таки джаз, как его ни называй.
В какой-то момент зазвучал даже бибоп! Именно в духе Телониуса Монка, в любви к которому так часто признается Ибрагим. Зазвучал и пропал. И снова — салонные переливы рояля, нежные мелодии флейты...
Надо все-таки признать, что для фестиваля Юрия Башмета это была на удивление подходящая музыка. Можно даже предположить, что услышав о выступлении на фестивале того самого Yury Bashmet, Ибрагим решился сыграть именно в таком духе. Густого грустного альта у него не было, но Джексон на виолончели явственно пытался играть именно так. Что-то получилось, что-то нет.
Самое главное, что на сцене мы увидели необычного, мудрого, смелого Абдуллу Ибрагима. Бесстрашного, не боящегося экспериментировать.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии