Олег Скрипка и «Серебряная свадьба»: два лица кабаре

Жанр кабаре фактически никак не представлен на постсоветском пространстве. Поэтому смелое решение объединить в одном концерте джаз-кабаре Олега Скрипки («Вопли Видоплясова») и фрик-кабаре «Серебряная свадьба» дало не только повод для сравнений, но и едва ли не полный спектр явления.

Совместный концерт украинской и белорусской формаций кабаре-жанра прошел 12 июля в рамках фестиваля «Славянский базар в Витебске».

Идея объединить группы, играющие столь разную музыку, но имеющие определение «кабаре», пришла в голову директору фестиваля «Славянский базар» Родиону Баасу и продюсеру музыкальных программ этого же фестиваля Олегу Тихонову. Увидев в прошлом году на «Джаз-Коктебеле» феерическое шоу белорусской группы «Серебряная Свадьба», они загорелись желанием привезти такое чудо в Витебск. Но долго не удавалось подобрать пару для театрализованного кабаре из Минска, пока в Киеве Олег Тихонов не увидел афиши нового проекта Олега Скрипки «Джаз-кабаре». Паззлы сошлись, и на «Славянском базаре» состоялся самый необычный и оригинальный концерт за все последние годы.

Еще в постсоветское время прекратил существование театр-кабаре «Летучая мышь», в связи со смертью своего основателя Григория Гурвича. С тех пор непростой жанр кабаре пытаются поддержать отдельные артисты, однако назвать их усилия системными было бы излишне. И вот несколько лет назад на фестивальной сцене появилась нахальная, ироничная, артистичная группа «Серебряная свадьба» из Минска, сама назвавшаяся фрик-кабаре, и удивительно точно соответствующая этому названию. В России они впервые засветились на «Пустых Холмах», собрав массу восторженных отзывов от тех, кому удалось послушать их. Затем количество поклонников стало расти, как снежный ком. И вот уже «Серебряная свадьба» в прошлом году играет на разогреве у британских шалунов звука Tiger Lillies, а на «Пустых Холмах 2010» собирает на главной сцене фестиваля аншлаг на поле – не менее четырех тысяч зрителей.

Про новую программу лидера «Воплей Видоплясова» было неизвестно почти ничего, кроме того, что совсем недавно Скрипка выпустил «джазовый» альбом с биг-бендом Игоря Бутмана довольно сомнительного содержания.

- Это кабаре рождалось здесь, на витебских улочках, между общаг и кабачков. Если скажут, что это из Франции – не верьте! – звонко возвещает Светлана Бень, она же Бенька, она же уроженка Витебска.

Светлана Бень, лидер Серебряной Свадьбы
Светлана Бень, лидер Серебряной Свадьбы

«Сперебряная свадьба» - прежде всего, именно она, Бенька. Режиссер кукольного театра и актриса по призванию, эта худенькая эмоциональная девушка летает по площадке, как на шарнирах. Из песни в песню меняется образ Беньки – она то прожженная стерва («Клавка женщина-пиявка»), то вульгарная баба-полумужик «Пистолет Беретта», настырая очкастая старушка («Старая падла»), то лиричная грустная барышня («Танцующая в темноте»), то терзающаяся проблемой расставания с парнем девчонка («Я так не люблю тебя»). Миллион образов. Традиционный наряд Беньки – полосатые чулки, бархатный корсет, вызывающе-красные шорты и торчащие перья из волос. А для преображений у нее имеется приличного размера саквояж. Из него она извлекает разнообразные очки, шляпки, халаты, игрушки и прочий многообразный реквизит. Да, все как у клоунов. Про каждую песню у нее припасена ироничная байка на грани хармсовской парадоксальности, а то и черного юмора.

Собственно, на черном юморе построены сразу несколько композиций – «Пистолет Беретта», «Пищевая цепочка» (с танцующим по плечу червячком) и другие. Удивительным образом Бенька органично соединяет черный интеллектуальный юмор с легко узнаваемыми женскими образами «из жизни», что дано очень немногим. Песня «Одна в ресторане» повествует о женщине «с тяжелой судьбой», в день получки идущей в ресторан, и оставляющей там эту получку – но с танцами, песнями о всех четырех мужьях-козлах, слезами и радостью. «Красивые ноги» - монолог-вызов из глубин серой будничной жизни о том, что никогда не надо падать духом. «Жизненный опыт» откровенно подтрунивает над печально известным феноменом «жизненного опыта», который почти никогда не помогает.


Скрипачка «Серебряной свадьбы»

- Всегда приходит момент, когда приходится расставаться с детством. Это бывает и в 40 лет, и в 50. Бывает, что так и проходит жизнь без этого. Но чаще всего это бывает так рано!

Так рассказывает сама Бенька о песне «Детству крышка», и озорно блестит ее глаз. А когда дело дошло до «Маленького городка» о том, как трудно сделать шаг и выскочить из замедленной скучной жизни в маленьком городе – публика горячо зааплодировала, и Бенька тут же призналась:

- Вы не представляете, как важно мне услышать аплодисменты именно после этой песни!

Серебряная свадьба
Дело дошло до «Маленького городка» о том, как трудно сделать шаг и выскочить из замедленной скучной жизни в маленьком городе

Типично французский шансон перемежается типично русским, джаз-вальс перескакивает в романс, а потом в немецкую пивную гармошечную стихию. Состав крепких профессионалов – гитара, электро-скрипка, электро-контрабас, барабаны и духовая секция из саксофона, тромбона и трубы способны делать чудеса. Возможно, не всегда точными кажутся их аранжировочные решения, и не совсем всегда сама Бенька вокально вытягивает ту планку, которую сама же себе задала. Но театрализованность и глубинная мудрость «Серебряной свадьбы» вызывают истинное восхищение талантом.

Серебряная свадьба
«Серебряная свадьба»

Совсем иначе работает Олег Скрипка и джаз-кабаре «Забава». Театральность тут если и имеется, то прежде всего в пластических этюдах, вытворяемых фронтменом, - а он богато одарен пластичностью. Но система мироздания статична: неизменный красавец Скрипка в сопровождении джазового ансамбля. Джазмены уверенно работают в диапазоне от диксиленда до танго, от фокстрота до кабацкого шансона. Скрипка тоже отнюдь не джазовый певец – скорее, ему импонирует попеть под настоящий оркестр, как любят это делать рок-ветераны.

Олег Скрипка
Неизменный красавец Скрипка в сопровождении джазового ансамбля

Лишив себя этнической составляющей, столь базисной для творчества, Скрипка сам себе явно доказывает, что может петь под любой кабацкий аккомпанемент, и все равно быть первоклассным артистом. Пожалуй, так оно и есть.

Однако знаменитые хиты «Воплей Видоплясова» в таком вычурном обрамлении теряют свою живительную силу. «Танци», «День нарождення», «Весна» обращаются в эстрадные хиты без изюминки, и сила месседжа песен скукоживается на глазах. Но как вариант поиграть с ними, отстраниться от привычного – почему же нет?..

Наиболее грустно пока выглядят раскопанные Скрипкой джазовые песни 30-40-х годов авторства Богдана Веселовского, изданные в Канаде, и популярные когда-то на Западной Украине. То ли Скрипке не удалось подобрать к ним ключик, то сами песни требуют более свингового вокала, - но песни пока не звучат и выглядят, как второсортный песенный материал, недостойный такого фронтмена.

Куда веселее и талантливее звучат у Скрипки версии рок-хитов. Уже известное по трибьюту «Наутилуса Помпилиуса» кафешантанное исполнение «Взгляда с экрана» на помеси французского и украинского заставило сожалеть, что в этот раз не прозвучали каверы на Виктора Цоя.

Олег Скрипка
Львовский джаз Скрипки

А вот великая песня Эдит Пиаф «Non je ne regrette rien», лишенная трагической глубины, оказалась самодовольным джаз-вальсом, за который становилось порой неловко. Стандарт Джо Коккера «Unchain My Heart» вполне соответствует уровню хорошего киевского ресторана. Зато «Tombe La Neige» от Salvatore Adamo, лишенная своей фирменной благородной тягучести, вдруг удачно превратилась в двухдольный балаган, - чему активно способствовал и Скрипка, взгромоздившийся на спинки зрительских кресел.

Завершили концерт бисы из присвингованной «Черемшины» и украинской развеселой версии «Постой, паровоз».

При всей несхожести творческих почерков «Серебряная свадьба» и джаз-кабаре Олега Скрипки двигаются в параллельных векторах. Развлекать зрителя качественной музыкой, при этом подкидывать ему темы для размышления в ироническом и стебном контексте.

Ну, и кабаре, конечно. Восхитительное и легкое.

Еще фото Серебряной Свадьбы и Олега Скрипки:

Серебряная свадьба
Бенька поет про детство, которое когда-то уйдет
Контрабасист Серебряной Свадьбы
Контрабасист Серебряной Свадьбы
Серебряная свадьба
Бенька поет про луну, которая заканчивается

Духовик Серебряной Свадьбы
Серебряная свадьба
Немного счастья на концерте
Серебряная свадьба
Клавка женщина-пиявка
Серебряная свадьба
Песня про ром
Серебряная свадьба
Каждый музыкант Серебряной свадьбы сыграл соло под овации зала
Олег Скрипка
Олег Скрипка чувствует себя хозяином положения
Олег Скрипка
Скрипка чрезвычайно выразителен
Олег Скрипка
Он то серьезен, то весел
Олег Скрипка
Импозантный джаз Олега Скрипки

Еще об этом