Кормухина записала в качестве live-альбома концерт в Крокусе, который нельзя было не записать.
«Территория любви» - новая программа, восемь новых песен и три прошлогодних, плюс The Best. Тьма гостей, прежде всего участников телешоу «Голос. Дети», и серьезное усиление привычной группы — добавились струнный квинтет под руководством Ильи Ефимова и вокальная группа Екатерины Фармаковской из шести бэк-вокалистов.
Начала Кормухина с «Пилигримов» на стихи Иосифа Бродского, предварив песню страстным вокализом, а затем обрушив на слушателей сходу лавину хард-рока в духе 80-х. А потом и в духе 90-х - «Нас учили быть птицами» - с характерными запевами ого-эге... Звук в «Крокусе» не подвел, и рок-шоу ощущалось именно так, как и должно быть.
Тут же вереницей к сцене потянулись поклонники с цветами. Увидев это, Ольга всплеснула руками:
- Давайте не устраивать процессии, это не похороны!
Поклонники (скорее поклонницы) подготовились к большому концерту основательно. Перед началом умудрились раздать едва ли не всем зрителям партера вручную (!) вырезанные сердечки из белой и красной бумаги. А затем подготовленные девушки встали в проходах, и взмахами рук показывали, когда и в каком ритме махать этими сердечками. Поскольку концерт записывался не только на аудио, но и на видео — все это не казалось избыточным.
«Я знаю все» на стихи Франсуа Вийона, обращенный в полноценный рок-хит, стал полноценным контрапунктом концерта — вновь потянулись к сцене с цветами, и несмотря на благостные увещевания Кормухиной, этот поток так и не иссяк до самого финала.
Спев «Группу крови» Цоя, Кормухина довольно улыбнулась:
- Ну что, я вас зарядила? Мою программу обычно называют антидепрессантом. А теперь стали называть — антикризисной программой!
Сказала, - и пошла в зал. Петь «Сердце не отель». Прошлась по первому ряду, по проходу, посидела на поручнях кресел, кинула воздушный поцелуй знакомым, набрала охапку новых цветов... Вновь поднялась на сцену, - и зазвучала надрывная «Лети». То, что Кормухина — одна из лучших (если не лучшая) рок-вокалистка в стране, сомнений нет. Но в первой половине концерта Кормухина продемонстрировала, что она — прекрасная харизматичная фронтвумен, умеющая и со зрителями пообщаться, и эффектный жест вовремя подать, и с дыхания не сбиться. «Падаю в небо» прозвучало мощно, надрывно и пластично. На том и ушла, оставив музыкантов играть тяжелый инструментал и демонстрировать виртуозность (с этим оказалось напряженно).
И — вышла в красном. «Выйду в красном», главный хит Кормухиной после приснопамятного камбэка. Отгремев, певица попросила зал успокоиться, и произнесла речь о Елене Образцовой.
- Я услышала ее голос, когда мне было пять лет, я тогда жила в Нижнем Новгороде. Он меня потряс. Не хочу сказать, что сразу я захотела стать певицей, но в душу мне запал этот красивый мощный голос Образцовой. Ее смерть стала огромной потерей. Но сейчас я попробую спеть с ней.
На видеоэкране появились кадры общения Образцовой и Кормухиной — в последние годы жизни великой оперной певицы они тесно дружили. И зазвучала ария Кармен, визитная карточка Образцовой. Но как! Ария «Кармен» прозвучала в симфо-рок обработке, часть фраз пела Кормухина, а часть — звучала с фонограммы Елены Образцовой. Иногда голоса сливались в дуэте. Этот, казалось бы, уже привычный прием (так поминали Меркьюри, Магомаева — именно в этом же зале) был освежен именно рок-аранжировкой бессмертной музыки Бизе. Получилось трогательно. «Ля-а-а-муррр...» - по страстности Кормухина могла заткнуть в этот вечер за пояс любую исполнительницу Кармен.
- Когда мы сидели с руководительницей фонда Образцовой, поминали Елену, почти плакали, - позвонил Валентин Гафт. Почувствовав наше настроение, он почти час по телефону читал нам свои стихи. Одно из них настолько мне понравилось, что я тут же попросила у Гафта разрешения положить его на музыку. Обычно Гафт запрещает публиковать или исполнять свои стихи и эпиграммы. Но тут неожиданно взял и разрешил...
Романс на стихи Гафта «Рояль Рахманинова» сочинила Марина Макарова, молодой композитор. Она же сама и сыграла его на рояле в этот вечер, - Кормухина пела негромко и чувственно.
С появлением на сцене детей из «Голоса» вечер немного стал напоминать детский утренник или детскую «Новую волну». Волнующиеся дети выходили на сцену, и заученными «эстрадными» жестами иллюстрировали песни, «как взрослые». Кормухина не первый год зовет «голосят» на свои концерты, и считает их поддержку важной и нужной частью своей жизни.
И вновь на сцене одна Кормухина, «Высоко». А затем великолепный «Путь», который хором пел уже весь зал.
Струнный квинтет, который почти весь концерт сидел молчаливой галлюцинацией на сцене — формально он что-то играл, но расслышать ни одной ноты было невозможно при всем желании — наконец-то на попурри из западных рок-хитов ожил, и как минимум солирующую скрипку на миг стало слышно.
- Мы росли на этой музыке, как же ее не спеть? - пояснила Кормухина свой выбор.
А дальше последовал самый сложный номер программы - «Богемская Рапсодия» Queen. Собственно, именно ради нее был приглашен вокальный секстет. Увы, в этот раз не задалось — ближе к финалу концерта голос у Кормухиной начал садиться и предательски подводить, не все ладилось и у вокальной группы, и у инструменталистов. Так бывает, ничего не попишешь...
Впрочем, на помощь Кормухиной вскоре выдвинулся Алексей Белов собственной персоной. Хит «Парка Горького» Moscow Calling оказался весьма кстати. Гитаристы дружно включили свои «примочки», хриплый голос Белова поддал жару, и стало очевидно, что концерт близится к концу. В этот момент из зала на сцену потянулось доброго полтора десятка человек.
- Это студенты Института Современного Искусства, они будут помогать мне петь.
Относительно новую песню «Я такой же, как ты» студенты действительно спели хором, а Кормухина не только запевала, но и отчаянно дирижировала сводным хором ИСИ. Вышли уже все участники концерта, и зазвучала заглавная «Территория любви» (Кормухина не отказала себе в удовольствии произнести пару пафосных слов на соответствующую тему). После чего резюмировала:
- Если вы уйдете после концерта без желания сделать свою жизнь в чем-то лучше, то я зря сегодня вышла на эту сцену!
В финале прозвучали цоевская «Кукушка» и Simply The Best Тины Тернер. А наша, русская Тина Тернер — Ольга Кормухина — достойно завершила этот чрезвычайно важный для нее концерт.
Если с технической точки зрения выйдет приемлемо, слушатель получит первоклассный «живой» альбом Кормухиной. Именно его отчаянно не хватало в новейшей дискографии певицы, - и этот концерт в «Крокусе» точно стоило бы записать.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии