Фестиваль добрых дел «Остров.ру» - парадоксально звучит. На виду - ни добрых дел, ни сайта с таким названием.
Ольга Кормухина после своего камбэка развила на диво бурную деятельность - концерты, альбомы, съемки в телешоу Первого канала. Сейчас у нее новый период - она собирает талантливых артистов-вокалистов, и продвигает их со всей своей страстью, задействуя все свои возможности. Сказать, что это редчайший случай в шоу-бизнесе - не сказать ничего.
Первый фестиваль «Остров» прошел в 2012 году в том же Наро-Фоминском районе, второй - в 2013 году, собрав Хелавису, Охлобыстина, «Видели! Знаем» и других. Вышеупомянутое «доброе дело» зияло рядом со сценой - полуразрушенный и заросший кустами храм Рождества Пресвятой Богородицы постройки 1896 года. Прошел фестиваль - и храму удалось отремонтировать фундамент.
Нынешний третий (в Подмосковье) фестиваль - тоже про тот храм. Его надо довести до ума. Вообще каждая фестивальная история для Кормухиной - минимум три добрых дела. Показать зрителю качественную профессиональную музыку, помочь талантливым артистам и отремонтировать храм (как минимум, заповедник). Так уже случился «Остров» в Нижнем Новгороде, на очереди - Киров и Волгоград. Еще должен был состояться фестиваль в Раменском районе, но в этом году не сложилось.
Ладно храмы, но Кормухина объединяет вокруг себя невероятно талантливых и при этом формально «неформатных» артистов. Это уже похоже на целенаправленную программу продвижения, воспитания и облагораживания всей российской сцены сразу. Это больше, чем фестиваль. Это общественное движение - за качественную музыку.
Смотрим лайн-ап нынешнего «Острова»: Billy's Band, «Видели! Знаем», Тина Кузнецова, Этери Бериашвили, Гела Гуралиа, а еще масса детей из «Голос. Дети». Это не лайн-ап, а список лучших из юного и среднего поколения, причем играющих и поющих исключительно качественную музыку. Фейс-контроль у Кормухиной жесточайший, и это идет на пользу делу.
Первый день фестиваля в Наро-Фоминском районе, на поле пансионата «Нара» (свободный вход!) открылся молодыми именами - струнный квартет «Эстет» и Андрей Лебедев, Ася Пивоварова, Катя Фармаковская - по сути, это солисты поп-рок группы Kosmax. Тоже тенденция, кстати - в условиях удорожания живого концертного звука множество вокалистов работают с одним инструментальным составом, как это давно принято у Jazz Parking, например (Катя тоже резидент того паркинга).
Вообще кого ни слушай, а глобальная тенденция все равно одна - новые музыканты делают entertainment, развлечение, качественный поп с разными акцентами. У Кати Формаковской это джаз-блюз, у «Видели! Знаем» - эйсид-джаз и лаунж, у Тины Кузнецовой - этно-поп, у Этери Бериашвили (она пела с Losev Group) - вокальный джаз. На самом деле, неформатом это считается по чистой случайности: телеканалы не успели перестроиться от личностной эстрады к мимолетному развлечению, и по-прежнему считают узнаваемость лиц артистов важным фактором. А музыкальная индустрия тем временем измельчала - ей проще выдавать западные каверы и невзрачные песенки с голосистыми ресторанными артистами, узнаваемость которых для слушателя не имеет ровно никакого значения. И нынешнее движение «Остров» - по сути, фарватер этого деления. Тем же занимались «Мамакабо» или «Молочные братья», но они умерли, потому что не было хедлайнера, движителя с именем. А у Кормухиной все это - есть.
Можно даже сказать, что Кормухина своими руками делает новый формат: очень хорошо поющий entertainment. В него не вписывается разве что сама Кормухина - она-то как раз личность, звезда, ценна и любима не только за вокал, но за проповедничество. В компании хорошо поющих людей ей комфортно, но зритель ощущает разницу в масштабе артистов мгновенно. И ведь в принципе, ничто не мешает Тине Кузнецовой петь как голосу поколения - но нет, она упустила времена «Ласкового мая», где могла быть органичной, и теперь «обейонсивает» русские народные песни. Волшебный голос Этери Бериашвили украшал не только пресловутый Jazz Parking, она лидировала в успешном «A’cappella ExpreSSS» - но зайдя в творческий тупик, предпочла петь своим волшебным голосом добротные, но невыдающиеся джазовые экзерсисы на грузинском языке.
Особняком из этой плеяды «корпоративных» артистов стоит разве что Billy's Band, готовый что к стадионам, что к пьяным посиделкам газовиков. Группа феноменальная и, по чести говоря, не раскрытая должным образом. Билли Новик идеально себя чувствует в камерной театральной атмосфере - отталкиваясь от образа Тома Уэйтса, он гениально воспроизводит ту парадоксальную эстетику русского подвыпившего человека, где нет ни корней, ни светофоров. Но широкая публика не ждет ничего подобного. Идти по пути радикализировавшегося «Ляписа Трубецкого» интеллигентному Новику претит, и он отчаянно ищет камерности и интимности в блюзе. Примерно так Billy's Band и сыграл на «Острове».
Формация «Острова» требует выхода на телеэкран. Поэтому Кормухина ищет камеру, ждет ее, реагирует на камеру - вообще снимает все целиком от начала и до конца. Возможно, когда-то это станет русским «Вудстоком», каким когда-то стал рок-фестиваль в Черноголовке. Поколение entertainment ждет признания. А сама Кормухина ждет из этого поколения личностей - вот стоит послушать на второй день 13-летнюю Рагду Ханиеву из детского «Голоса». Кормухина ищет чего-то большого, чистого, честного. И наверняка найдет.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии