Новый альбом известного барда посвящен сугубо женской поэзии. Стихи Цветаевой, Ахматовой и Петровых звучат в привычно-романтическом ключе.
«Бомба-Питер», 2016.
Жанр: романс, бардовская музыка
После ее многодисковой серии «Дыхание Серебряного века» вряд ли чем можно удивить в этом смысле. Ольга Никитина и не удивляет. Она собирает стихи прекрасных поэтов, которые близки к ее собственному внутреннему миру, уютному и гармоничному, так же и поет. Удивительно, но даже те поэты, что мы знаем по большей части как экспрессивных (если не стервозных), поддаются этим чарам, и весьма органично слушаются с такими мелодиями и такой подачей.
Вот Цветаева. Если при прочтении ее лучших стихов у вас в голове возникает нервически-возвышенный голос поэтессы, то Никитина находит именно те элегичные строки, что могут звучать именно убаюкивающе: «Откуда такая нежность? Не первые — эти кудри Разглаживаю, и губы Знавала темней твоих». Цветаева посвятила этот высокий флирт Осипу Мандельштаму, но светлая грусть Никитиной окрашивает строки совсем иначе — словно воспоминания о лучших моментах жизни. И как же органично это, оказывается!
Или Ахматова. Ни строгости, ни металла, ни пылающего внутреннего огня перфекционизма. Лирическая грусть Никитиной несет исключительно всепобеждающую доброту и любовь. «Как светло здесь и как бесприютно, Отдыхает усталое тело… А прохожие думают смутно: Верно, только вчера овдовела», - ахматовский горний огонь в ритме вальса обращается в дружеский искренний разговор о былом. Ни язвительности, ни горечи тут нет, - только светлые воспоминания. Да, Ахматову можно слышать и такой.
Немного труднее с Марией Петровых, незаслуженно позабытой поэтессой со сложной судьбой. Отчасти потому, что ее стихи отнюдь не на слуху, и вольные трактовки априори не всегда могут быть оценены по достоинству. «Скажи — как жить мне, как мне жить На этом берегу? Я не могу тебя забыть И помнить не могу». Эти самые известные ее строки исполнены горечью и динамическим развитием, Никитина же тут ограничивается приятной мелодией совершенно безо всякого развития, и гитарным соло, отдаленно напоминающим мелодию Евгения Крылатова «Мы маленькие дети» к фильму об Электронике. Горечь в стихе «Что за игра» сквозит в интонациях барда, но - мелодия словно в контрапункте и с интонацией, и тем более с текстом… Зато в песне «Черта горизонта» воедино слилось все: задумчивость стиха и мелодии, возвышенность стиля, глубинная мудрость и драматургически точно исполненный диалог гитары и флейты.
Всего в альбом вошли пять стихотворений Цветаевой, четыре — Ахматовой (уже изданные в альбоме «Заветная черта» из той же «серебряной» серии), и четыре — Марины Петровых. Романсы аранжировал и записал прекрасные гитарные партии Сергей Пахотин, постоянный музыкант Никитиной.
Альбом насквозь ностальгичный. Надо признаться, что я начал слушать его, пересматривая оцифрованную запись старой любительской кинопленки 60-х годов без звуковой дорожки. Размытые черно-белые силуэты, приметы советского быта, котелок над костром и палатки из брезента, — альбом стал идеальным саундтреком к немому документу эпохи. Каждая песня как светлое доброе воспоминание о былом. Ольга Никитина умеет создавать именно такие волшебные воспоминания.
Комментарии