«Выживут только влюбленные» - новый альбом «Ночных снайперов» наделал много шума. Гуру Кен откровенно расспросил Диану Арбенину о видении времени и втором дыхании. Презентация альбома «Выживут только влюбленные» в Москве состоится 6 марта в Ray Just Arena под девизом «Презентация нового альбома и все хиты». В преддверии презентации NEWSmuz.com поговорил с Дианой Арбениной о Москве, любви, планах и пиратстве.
О Москве
- Спасибо за песню про Москву в новом альбоме. Обычно у «Снайперов» Москва упоминается мельком…
- А «Столица»?! Когда я ехала сюда, мы кружили по Ордынке… Такая Москва мне нравится. Маленькая Москва, переулочки. Я к Москве, кстати, отношусь очень тепло, никакого противостояния у меня нет. Как бывает? Кого-то любишь, к кому-то относишься тепло. Любви ведь не прикажешь. Когда влюбляешься, то не знаешь, почему. Никто не влюбляется, потому что у человека зеленые глаза. Так и с Питером. Я же не знала, что со мной это случится в 1993 году.
- Еще ведь важно, где впервые увидеть. Можно увидеть арбатские или ордынские переулочки, а можно…
- … Новый Арбат, да? Это точно. И многие видят впервые Москву именно там. Я ничего против Нового Арбата не имею, но это не суть города вообще-то. Другое дело — Чистые пруды, бульвары… Все извилистое и для отдыха. Несмотря на то, что в Москве бешеные ритмы, скорости — я ее не воспринимаю бешеной. В этом моя радость по отношению к Москве. У меня не было такого, что я приехала сюда и мне нужно ее изъюзать конкретно, покорить, познакомиться с журналистами, съездить туда и сюда... Нет. Я приехала сюда потому, что была сильно влюблена. И человек, в которого я была влюблена, жил в Москве. Мы с ним гуляли по Москве — и таким было начало. Теперь я вспоминаю, где мы гуляли, и когда проезжаю эти места, - они для меня суть Москвы.
- Это ночная Москва или дневная? Они ведь совершенно разные.
- Нет, пожалуй, не ночная. Он был жаворонок, и мы не гуляли по ночам. Ну, 10 вечера — это предел. А сейчас в ночной Москве удобнее — можно больше успеть, если говорить про дела.
Мне хорошо в Москве, когда нет солнца, когда пасмурно. В Питере такая же погода для меня убийственна, в Питере мне нужно солнце. Странная я. Для вся старая Москва — это как живопись, такая русская живопись. С небом, домами, архитектурой… Классическая, купеческая.
Об альбоме
- Меня зацепила строчка из альбома - «Я к тебе бежать не устану». Она нетипична для лирического героя песен «Снайперов». Обычно этот герой энергичен и в позиции…
- … доминанта, да?
- Да! Что это? Боюсь говорить банальности про детей, но…
- Это — совершенно другой человек, который познал совершенно другое чувство. Следуя логике фразы. Хотя свои песни я не анализирую, это было бы странным. Многие свои песни я до конца понять не могу. В альбоме есть песня «Не дари» - я вообще не понимаю, о чем она.
Это настроение не доминирует в альбоме. Тут настроение человека, который может подчиниться. И в этом чувстве кайфует. Это очень женский альбом, на самом деле. Поэтому «Я к тебе бежать не устану». Это настолько естественное женское поведение… Иначе было бы странно. Женщине нужно подчиняться, а не подчинять. Иное против правил. Даже если ты подчиняешь других большую часть жизни, ты все равно ждешь, когда появится человек, который сможет тебя взять и заставить подчиниться. Это природа. Не иначе.
Меня всю жизнь удивляло вот что. Мужчины всегда сильнее и всегда свободнее, они всегда находят логическое обоснование своим поступкам, хотя бы внешне. А женщина — податливая и слабая. Так почему же мужчины умирают от любви к женщине? Мне этого было не понять. Ведь она слабее, она от него зависит — так зачем умирать от любви? И часто женщины даже «прогибали» мужчин под себя. Я понимаю это так, что у женщины есть очень изощренная сила. Быть слабой — быть изощренно сильной.
- Еще это игра.
- Думаешь? Когда я влюбляюсь, я не играю. У меня все настолько сильно, что играть… не получается. Разве что в самом начале иногда.
- Музыка «Ночных Снайперов» к этому альбому стала гармоничнее, даже умиротвореннее. Местами напоминает чуть ли не Элтона Джона!
- Может быть. Это музыканты! У меня отличные мальчики. У меня лучший состав за последние 20 лет. Классный соло-гитарист Денис Жданов — образованный, талантливый, современный и любознательный. Это четыре кита, на которых должна строиться карьера любого музыканта. Нужно иметь талант, без некого никуда. Нужно хотеть учиться, и он выучился. Современность значит отсутствие нафталина, заезженных стандартов. Есть хороший бас-гитарист, который к тому же оказался звукорежиссером. И Митя Горелов, который со мной уже много лет, объединяет их не только своим инструментом, барабанами, которые призваны объединять и держать вместе. Но и духовно их объединяет, он самый рок-н-ролльный человек в нашем коллективе, несмотря на всю свою интеллигентность. Если будешь выкидывать телевизор из номера, - то Митя придет, поможет сбросить телевизор, а потом скажет «Извините». Вот такой он.
Эта пластинка — не моя. Это наша общая пластинка, я подчеркиваю, это важно.
- Как проходил процесс аранжировки?
- Это все совсем свежие песни. Мы инсталлировали студию, я садилась и играла песню для них, и мы начинали «варить». Это было здорово. Альбом они писали очень долго, потому что вылизывали каждую ноту. Жданов — конкретный педант. Он долго думает, прикидывает, играет много вариантов, «выигрывает» песню.
Это здорово, потому что предыдущую пластинку мы записали за 4 дня. Моментально, вжик! Я даже ничего не поняла, если честно. Это был эксперимент.
- Звук на альбоме действительно выглядит фундаментально продуманным.
- А ведь эта студия — домашняя! Эту студию мы инсталлировали у меня дома за городом, где я была вынуждена жить, потому что фанаты подарили мне собаку после песни «Сенбернары». В ту пору я жила так: у меня была гитара, ручка и все. Мне ничего было не надо. Снимали квартиры, комнаты и т. д. Тут мне дарят собаку, и она начинает расти! Нас тут же выкидывают изо всех квартир, и я остаюсь без жилья. Мой тогдашний директор Лариса Пальцева посоветовала мне взять ипотеку и купить дом за городом. Я была в ужасе от этой идеи, но куда девать собаку? 110 кг живого веса, морда огромная с веснушками на носу… И мне дали ипотеку. Пришла в этот гламурный «Райффайзен банк», голытьба голытьбой - и мне ее дали! Когда подъехал хозяин дома, он долго всматривался в нашу компанию, потом спросил: «А кто дом-то покупает?» Вытолкнули меня… Он смерил меня взглядом, и тут же попросил снять обувь. Вот такая история.
Робеспьер умер, сенбернары недолго живут, - а дом остался. Я вложила достаточно много денег в оснащение студии в нем, потому что не хотела плохого звука. Потом стали писаться там, и я поняла, что нам не нужны Англия, Франция, Америка, Abbey Road и т. д. Нет никакого смысла туда ехать! Я раньше искренне была уверена в том, что за границей можно записаться лучше. Нет. Все зависит от головы и от рук. По результатам записи этого альбома я уверена в этом. Мы даже сводили этот альбом дома.
Я считаю этот альбом по звуку удачным, поэтому не скромничаю. Бывает нравится, бывает не нравится. В этом альбоме на сегодняшний день мне нравится все! Есть песни, от которых я уже остыла, есть песни, которые кровоточат — но в целом работа сделана.
- Еще я заметил, что в альбоме песни все жизненные, как принято говорить. Все про любовь, но жизненные, не поэтично-эльфийские. В России это всегда граничит с эстетикой шансона. Нет боязни оказаться там?
- Я вывалюсь из рамок шансона, даже если там окажусь. Есть же песня «Ты дарила мне розы», она для меня загадка. Мы записали ее по приколу. А прошло лет восемь, и ее стала петь попса. Где они были раньше, не слышали, что ли? Вот это для меня настоящий шансон.
- Она скорее в романсовой эстетике. Ее мог бы петь Малинин.
- А спел Леонтьев. Нет, в шансон уйти я не боюсь. Когда у меня родились дети, было это шесть лет назад, я четко поняла, что у меня есть только один жанр, который я буду нести до конца. Это — рок-н-ролл, и больше ничего. Остальное факультативно.
- Это альбом про любовь. От рок-н-ролльщика всегда ждешь необычного, удивляющего, свежего взгляда на эту тему. Мне показалось, что этого не хватило. Он жизненный, гармоничный, про любовь, но не открывающий новые нюансы, ракурсы в этой теме. Пожалуй, единственное критическое замечание.
- Песни пишутся, как пишутся. Я же не пытаюсь специально что-то выдумать. Вероятно, это уже мой почерк. Я не хочу никого удивить. У меня написалось так, как я чувствую. Но я понимаю, о чем ты говоришь. Тут вопрос стиля.
Я кое-что поняла для себя, когда мне со всей страны начали присылать свои песни молодые музыканты, и некоторые из них были «под Снайперов». А я никогда не понимала, что такое «под Снайперов», я сама не могу ничего написать «под Снайперов»! Стиль — это не отсутствие запятых или любовь к ним, а что-то другое. Да, это очень традиционные мои песни. Но у меня есть главный критерий — клевые они или нет. В данном случае я точно могу сказать, что они — клевые.
Может быть, они традиционные. Но фразу «я тебя люблю» по другому не скажешь. Есть три слова, и все. В этой простоте такой кайф!
Об Анне Карениной
- Не могу не спросить про новый фильм Грымова, куда войдут песни «Снайперов». В интервью Грымов излагает свой взгляд на Анну Каренину — она не права, не надо было бросаться под поезд. Мне эта позиция тоже близка. А ты как думаешь?
- Я ее оправдываю. Вообще не стоило бы судить, потому что никто не знает, как повел бы себя каждый на ее месте. Она довела себя до такого состояния, что выпотрошила себя сама. Для Грымова она не права, а я ее оправдываю со своей позиции. Это как с Pussy Riot: правы они или неправы, это второй вопрос, но стоило бы их сначала выслушать, поговорить с ними…
Вот у меня сейчас дети ходят в музыкальную школу. Я хожу к ним на уроки. Это адский ад, заниматься с детьми музыкой. А я слушаю, как их учит Евгения Аркадьевна Дитковская, это мама трубача «Машины времени» Александра Дитковского. Отличный педагог! Если у Темы что-то не получается, она не бьет его указкой по пальцам, она с ним разговаривает! И у него начинает получаться. За 45 минут урока я впитываю мудрость большого педагога.
Я уверена, что если бы девчонок из Pussy Riot не посадили бы в тюрягу, а оправдали бы — в этом больше доброты, правильности и любви было бы. То же самое Каренина. Осуждай или не осуждай, но надо попытаться понять, встать на ее место. С точки зрения женской логики я ее понимаю. Это любовь, которой она отдалась в самой честной ее субстанции. Она не думала, не смотрела по сторонам. Это любовь, ради которой стоит пожертвовать всем. Потому что это — твое предназначение. И я понимаю, почему ее не остановил сын Сережа — он не может остановить, он другой человек. Все близкие, твоя семья — они есть, но остановить тебя не могут. Потому что ты — один. Каждый человек одинок. Он постоянно прячется за что-то, приклеивается к другому, заводит семью, ходит на работу… Но он все равно один. И когда ты теряешь это ощущение, то перестаешь быть человеком, личностью, а становишься частью толпы. Частью светского общества, в ее случае. Она была настолько безоружна перед своим чувством, что ей пришлось искупить это своей смертью.
Причем Каренина была моральна, она не была распутной — с одним изменила, с другим… Для нее ситуация стала трагедией, и она искупила свое понимание вины именно так, смертью.
- Сам Толстой постоянно повторяет про нее, что те фразы, которые она произносила, выглядели бы глупо в устах других.
- Она не пошлая. Поэтому.
- Она не пошлая. Но ведь глупая.
- Она не глупая, она просто женщина. Зачем от женщины требовать многого? Она так чувствовала. И она металась. Потом, ведь не она первая влюбилась в другого, будучи замужней женщиной. Многие изменяли, прикрываясь веером. А для нее это была трагедия! Как ее можно назвать глупой? Ее подруги, выгораживавшие ее до момента, пока она сама не призналась в измене мужу, разве были умными? Они были двуличными.
- Какая тут взаимосвязь? Можно быть глупым и двуличным, умным и двуличным…
- Для меня есть. Я всегда разочаровываюсь, если человек глуп. Мне не кажется, что она глупа. И в наше время есть много самоубийц из-за любви. Далеко не все из них глупы. Они просто не могут иначе.
О времени
- Кстати, о времени. В альбоме есть фраза «Какое мелкое время». А какое время сейчас? Если рассказывать лет через сто о сегодняшнем времени, оно какое?
- Если бы я рассказывала о том, как жили люди в 2016 году, я бы сказала, что им повезло ровно настолько, насколько каждый того заслуживал. Сейчас — болото. Ты можешь стать лягушкой, а можешь быть цаплей. Можешь быть пиявкой, а можешь — камышом, который на все это смотрит. Камышом, который высунулся, и ему не страшно, что пройдет лодка, его состригут или он утонет. Время неинтересное, потому что люди припорошены странными интересами и ориентирами. При этом время яркое, как неон по ночам.
Сейчас есть только один вариант — заниматься только собой. Человек должен жить в конфигурации сознание-бытие, а не наоборот. Для молодых, например, моих детей, если подходить к делу рационально, есть много возможностей получить сегодня отличное образование. Я в свое время этого получить не могла. Это плюс.
Если продолжить аналогию с болотом, то я — камыш, конечно. Взбивать лапками я ничего не буду, присасываться тоже, и стоять на одной ноге как цапля — тоже не вижу смысла. Кстати, я знаю, что хорошо делать в наше время. Рожать! Наша общая с тобой подруга родила уже двоих сыновей, и я понимаю, что они будут жить совсем в другое время, чем мы. Рожайте, господа, рожайте!
О людях, одиночестве и смысле жизни
-
- Я бы сказала, про вообще. Это эссе о том, как я НЕ хочу жить. Бывает так. Просыпаешься, и думаешь, как не хочешь работать тем, кем работаешь. Проходят еще годы. Снова просыпаешься, и говоришь себе то же самое. Строишь планы на что-то. Но проходят еще годы, и ты снова просыпаешься с теми же мыслями и планами! Рутина съедает. А я хочу быть Сэлинджером, который написал «Над пропастью во ржи», а потом всех послал, залез на гору и там сидел. Я его понимаю. Он так сделал не потому, что он эксцентрик, а потому что иначе просто нет смысла.
Когда у тебя жизнь состоит из рутины, а ты постоянно вздыхаешь: «Ох, я так мало читаю», - так что же ты не читаешь? Иди и читай! Я в своей жизни очень конкретна, для меня это сказка о потерянном времени и упущенных возможностях. Можно ныть об этом всю жизнь, а можно закрыть дверь и заняться тем, чем стоило бы заняться. А заняться можно только самим собой. Кроме самого себя, нет ничего, остальное мифы. Не могу сказать, что я не люблю людей, но мне интереснее всего с самой собой. И мне никогда с собой не скучно.
Если бы взяла и закрыла бы дверь того дома, где сейчас живу, - не думаю, что я сильно бы потеряла.
- Есть люди, которые любят людей. И есть те, кто любит наблюдать за людьми. Какое состояние тебе ближе?
- Наблюдать. И если что-то нужно, то помогать. Конкретно помогать. Нет денег — дать денег, сломал ногу — отвезти к врачу.
Я очень быстро людей читаю. Вот я влюбляюсь, проходит какое-то время — я прочитала. И все. Мне становится неинтересно. Книга закрывается. А человек не понимает, что произошло, и в чем он провинился, что книгу закрыли. Но я никак не могу себя по-другому вести. Поэтому со многими людьми, с которыми я была, в какой-то момент я перехожу в состояние дружеских отношений. Это возможно. Но не сразу, конечно, после всяких там обид и прочего.
Еще я могу людьми восхищаться. Обычно это люди, которые занимаются какими-то маленькими профессиями — уборщица в спортклубе, дворник… Мне кажется, что в них жизни побольше будет.
- А бывали люди, книги которых не закрывались долгие-долгие годы?
- Нет. Закрыть — это неплохо.
- Но разве в этом «незакрытии» не секрет ли того, что называется долгая счастливая семейная жизнь?
- Вот поэтому у меня ее и нет. Я могла бы сплести три короба, что у меня долгая счастливая семейная жизнь… Но нас трое. У меня двое детей, у меня нет никого, я ни с кем не живу.
Но если бы ты задал вопрос, хотела ли бы я? Я бы ответила: да, хотела бы! Возвращаясь к началу разговора о доминанте и пассиве, женщина обязана быть пассивной! Даже если она доминант. Но нет, таких людей не было…
- Ага, так поэтому от альбома такое ощущение, что весь он — о начале любви? А не о том, как любовь десятилетиями поддерживается в семейном очаге…
- Ух, какой прозорливый! (смеется) Тут мне надо бы покраснеть… Прав! Точка.
О медиа-пространстве и пиратстве
- Про жюри на телешоу «Главная сцена». Я смотреть шоу не смог. Поэтому хочу спросить — нашелся там хоть один гений?
- Гений, конечно, нет. Но я точно знаю, что победитель Арсений Бородин и дальше будет играть музыку.
- Так он уже сколько лет играет!
- Это понятно, но он же играл в попсе. А теперь играет рок-н-ролл. Я к этому всему отношусь очень трезво. Все эти телевизоры… Вот у меня их не было в жизни. Нас никогда никто не показывал так, чтобы завтра нас ринулись везде приглашать. Мы просто играли годами сами. Но телевизор — хороший повод о себе заявить.
- Стоп-стоп, но как же «Наше Радио»?
- «Наше Радио» было далеко не сразу. Мы начали в 1993 году, а только в 2000 году Михаил Козырев посчитал, что «Тридцать первая весна» - та самая песня. Почему я говорю с таким скепсисом? Потому что для меня «Тридцать первая весна» - ничуть не лучшая песня, чем те, что были написаны до. Хотя со стороны виднее, может быть.
Если «Главная сцена» или «Голос» помогут заявить о себе кому-то, а потом впахивать просто как коню, - может быть, что-то и случится. Телевизор — это не счастливый билет, как некоторые думают. И я им говорила, что если после телепроекта они не будут работать еще сильнее, чем на проекте, - на этом все и закончится.
- На последней пресс-конференции ты осудила тех, кто скачивает музыку нелегально. Но вот типичный фанат «Снайперов»: тяжелая финансовая ситуация в семье, денег хватает только на посещение концерта «Ночных Снайперов», а на покупку дискографии уже не хватает. Осуждать ли того, кто скачивает с торрента эти альбомы?
- Я честно не могу понять тех, у кого нет 15 рублей на скачивание песни, если только они не бомжи или маргиналы. Альбом стоит 149 рублей. Это может позволить себе любой, я убеждена. Дело в отсутствии традиций покупать в интернете за деньги.
- Но у нормального человека, не фаната, любимых групп может быть сотни. А он студент. Денег мало. Осуждать ли его?
- Понимать можно. Осуждать — это другое. Нужно выбирать. Представим, что нет интернета, мы как в 1989 году. У тебя в кармане несколько долларов, и ты приходишь в магазин Virgine в Сан-Франциско, и там до фига классной музыки, которую ты любишь. Ты вынужден выбирать! Не покупать Арбенину, а купить Агилеру. А Арбенину купить через два месяца, когда появятся еще деньги. Вот так. Никакой разницы.
Количество денег не имеет значение. Имеет значение осознание того, что это — труд. Музыканты занимаются таким же трудом, как повар, готовящий пиццу. Можно подойти и сказать, что у меня нет денег, покормите меня, пожалуйста? У меня язык не повернется, я лучше буду голодать. Покупка пластинки в магазине ничем не отличается от покупки альбома в iTunes.
Другой вопрос, что когда мне приносят непонятные кассеты МК-60 из 90-х, я не осуждаю. Огромная нищая страна, и нет традиций покупок музыки и кино. Людей, которые покупают сейчас каждую неделю новый альбом кого-то, я просто не знаю. Ведь нужно еще чем-то заниматься! Я сама, когда покупаю в интернете какой-то альбом, испытываю просто кайф. Для меня это игра. Опа, и его можно скачать. При том я не могу сказать, что слушаю много музыки — сейчас скорее мало. Но если следишь за творчеством группы 20 лет, то как не купить новый альбом этой группы? Узнать, как там они сегодня.
Я вот купила новый альбом Адель «25». Обломалась со страшной силой, но не жалею о том, что купила. Поняла, что песня Hello самое лучшее там, много продюсинга, все лакировано. Или просто не совпало настроение. Но вообще я люблю покупать, получаю удовольствие от этого. Может быть, про скачивания лучше говорить с другим человеком? Но если я узнаю, что у Адель концерт в Лондоне, я тут же буду думать, как туда поехать. И не потому, что музыка — моя профессия.
О буквах
- О моей профессии. Для меня как для журналиста важны знаки препинания, правописание… На альбоме я вижу тексты песен без заглавных букв, без запятых. Понимаю минимализм. Но разве богатые возможности русского языка — столь не ценны, что ими можно разбрасываться?
- Для меня заглавные или прописные — не принципиальны, а запятые я ненавижу. Я грамотный человек, и меня коробит, когда люди ставят неправильные ударения в словах и пишут слово «кровать» через «а». Не могу забыть, как где-то на лотке с мороженым я увидела надпись «распродажа» с тремя ошибками в одном слове. Другое дело — когда я не считаю, что заглавная буква должна присутствовать в теле песни. Для меня это тоже принципиально. Для меня принципиально название группы писать «Ночные Снайперы» или «ночные снайперы», но не «Ночные снайперы». Потому что «ночные» - это не главное слово в названии. Может быть, когда тексты приводятся к одной высоте букв, - говорит о том, что нет главных слов! А есть смысл.
- Но заглавная буква не означает, что это главное слово. Она означает начало фразы, как в нотах — есть начало фразы и есть кода.
- Тогда считай, что все песни у нас начинаются с затакта! (смеется)
- Можно зачитаю с листа последний дурацкий вопрос? «Альбом понятен будто даже для быдла, но почему не до конца?» Вопрос понятен?
- Молодец! Узнаю почерк Гуру Кена! Альбом понятен и вопрос понятен! Если альбом не до конца понятен, так может стоит «быдлу» поднатореть чутка? А может, и мне опуститься чуть ниже, чтобы справиться с уровнем всеобщей культуры сейчас… Надо было назвать альбом «86» или «83». Какой там процент одобряющего все большинства в стране?
Вот тогда не было бы вопросов. А то Адель выдумала альбом «25», а тут сразу «86»!
Гуру КЕН
Комментарии