Российская тяжелая группа Bojena выпустила клип на песню «Дьявола дочь» из альбома «Грязные мысли» (2014).
Божена Войцешевска уже не в первый раз удивляет. Удивила снова. Клип представляет собой сублимацию целой гаммы чувств: любви и разлуки, ненависти к городу и обожания его же. И притом это баллада, настоящая хард-роковая баллада, спетая с надрывом и на грани чего-то потустороннего. Одно название чего стоит - «Дьявола дочь»...
Мы поговорили с Боженой о новом клипе ее группы Bojena.
- Песня «Дьявола дочь» - антигородская песня. О том, что в городе жить невозможно, что он душит... Это сиюминутная эмоция или осмысленная позиция?
- Все песни пишутся из сиюминутных эмоций. И мне самой не кажется, что песня о том, что в городе жить нельзя. Но вот многие видят в этой песне еще взаимоотношения мужчины и женщины, хотя я этого в нее не закладывала.
- Клип снимается в выгородке в депрессивных серых тонах...
- Я не хочу передавать смысл через слова, я хочу передать его на уровне эмоций. Декорации клипа усиливают эмоциональную составляющую, не более того. Клип это всегда картинка, и она должна вызывать острую эмоцию. Если получается, то это победа.
Я долго думала, на какую песню альбома делать клип. Сначала хотела снимать на другую, так посоветовали. Хорошо, что передумала. Я поняла, что мне нельзя делать по шаблону — никогда ничего не получается! «Дьявола дочь» заставляет бегать мурашки по телу у меня самой.
- Это правда, что идею клипа придумана Вами? Это первый опыт в этом качестве?
- Были прецеденты, да, но не такого масштаба. Идея моя, потому что это я придумываю песни. Я знаю, какое зерно в них заложено. И я могу дать направление. Не придумывать детали! Детали — это работа большой команды, в том числе режиссера. А моя задача — дать направление. Высказать пожелания по поводу цветности, персонажей, эмоциональной составляющей, не более того. А как это будет дальше развиваться и собираться, - это работа режиссера клипа и всей команды. Даже зная сценарий вплоть до раскадровки, я не могу предугадать, что получится в итоге. Это всегда риск, но все самое гениальное в мире рождается из рисков.
- «Дьявола дочь» - для меня самая загадочная песня на альбоме. По музыке — стадионный рок, баллада, все понятно, но текст... Кто эта дьявола дочь? Лирическая героиня? Сама Божена?
- Вообще я не люблю привязывать свои песни к их названию. Каждый человек на Земле имеет имя, его дают родители, имен очень много похожих, но люди-то все разные! Названия рождаются из самих песен, но названия — отдельно, а смысл песни — может быть совершенно в другом. Ни чертовщины, ни какой-то религиозной подоплеки в названии нет.
- Да ведь оно еще и повторяется в самой песне!
- Мне просто нравится, как звучит это словосочетание — дьявола дочь. Кроткая дьявола дочь! Это звучно, и как раз для стадионного рока. Что касается смысла песни, то я могу видеть в ней один смысл, режиссер клипа Елена Друм увидела в ней совершенно другой смысл. И мне это нравится! Если в песне есть смысл или смыслы — песня имеет жизнь.
- Выражение «кроткая дьявола дочь» появляется в песне там же, где появляется слово «пистолет». Так задумано?
- Абсолютно! Мне не нравятся формальные прямые тексты, мне нравится ими играть. Вообще у меня часто встречаются в песнях слова, не несущие смыслового значения, мне просто нравится, как они звучат. А в некоторых песнях мне нравится играть на противопоставлениях.
- Сайт bojena.ru весьма минималистичен, информации мало. Нужны подробности! Как получилось, что Божена пришла в музыку и стала петь песни?
- Не хочется говорить банальности о том, что с детства мечтала стать певицей... Но в детстве я действительно занималась музыкой, пела много и в разных форматах. К року я пришла не сразу, путь был долгим и непростым. Но сам проект Bojena появился в момент, когда мне пришлось делать сложный выбор. Я была обычной симпатичной девчонкой, слушающей Бейонсе и Агилеру, но настало время, когда надо было определяться: заниматься музыкой или выходить замуж и заниматься семейной жизнью. Я сделала свой выбор — буду заниматься музыкой.
Что дальше? Надо в музыке найти себя. Были метания, сомнения. Один мой старый друг, отличный музыкант, с которым мы сейчас работаем, порекомендовал мне обратиться к первоисточнику — западной музыке 60-70-х годов. Я стала слушать таких богов, как Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep, Whitesnake (обожаю Дэвида Ковердейла). Но самая любимая группа - Grand Funk Railroad. Песни «Heartbreaker» или «Inside Looking Out» произвели на меня оглушительное впечатление, я поняла, на кого я хочу быть похожа, что меня впечатляет, что меня заводит.
Я озадачилась. Они все — мужчины, и все это было давно. А я — девушка, у меня есть все выпуклости и впуклости. Я недурна собой, становиться грязной панкухой меня не вдохновляло.
- А Джоплин не вдохновляла?
- Абсолютно! Есть огромное уважение к ее таланту и ее эмоциональности. В музыкальной среде есть предвзятость к женщинам вообще, предвзятость к красивым женщинам особенно, и к таланту еще более. Я долго думала, как собрать все паззлы в один, нужный мне.
Я родилась в большой семье, у меня четыре сестры и два брата. Родители занимались воспитанием детей, и в мой момент взросления им было совсем не до меня. И я уходила из дома в лес, и там тупо орала! Выплескивала все, что во мне накопилось. И от этого ора получала огромное удовольствие! Как применить это в обычной жизни? Ходить и орать на всех? В рок-музыке нашелся позитивный выход.
Я начала писать песни. Не сразу все получалось...
- Откуда взялся русский язык? Ведь первоисточники и многие российские группы в том же духе поют на английском?
- Во-первых, я живу в России — несмотря на мое происхождение. Во-вторых, мне нравится русский язык — как он звучит, как можно играть словами. Можно написать весьма неглубокую песню, но она зазвучит — потому что можно играть словами! И вообще странно жить в России и петь на английском. Тогда надо ехать в Америку, и петь там.
Я чувствую русский язык. И зрители хотят песен на русском. А на английском я пыталась что-то сочинить, и поняла, что это не мое. Хочется чувствовать язык! Все это — поиски себя. Чем больше пытаешься понять себя, тем больше понимаешь то, что вокруг тебя.
- В рецензии на альбом я написал, что эта музыка вряд ли станет форматной для радио. Съемки клипа — попытка выйти за жесткие рамки формата, попасть на телеканалы?
- Про формат говорят многие. Но успешной попытки прорвать формат — нет. У меня есть желание сделать качественный (я не люблю подделки) интересный проект. И снять качественный клип. Конечно, у меня есть, как и у всякого нормального музыканта, желание слышать свои песни по радио или ТВ. Но надеяться, что после клипа я появлюсь во всех эфирах — нет! У меня нет желания заигрывать с форматом, подстраиваться под него. Мне хочется гордиться тем, что я делаю.
У меня был опыт. Я когда-то сняла клип буквально за 200 рублей, и сама принесла его на один из телеканалов. Клип посмотрела комиссия. Мне перезвонили и сказали, что если песня крутится где-то на радио — то и мы возьмем в эфир. Но на радио этой песни нет...
- На записи альбома сыграли великолепные известные музыканты. Но это сессионщики. Будет ли собран достойный концертный состав?
- Все это будет! А будут ли те любимые мои дорогие музыканты, с которыми я записывала альбом, или какие-то другие — пока не знаю. Я ставлю перед собой все более глобальные задачи. И время меняется. Я очень хочу выступать! Я хочу подойти к этому этапу подготовленной досконально, на 101%. Очень много было примеров, что музыканты торопились выйти на сцену, играли, но когда пришло время расти, - резерва роста не осталось. Выходить на сцену надо готовым мощным артистом, и со временем расширять свою мощь и свой масштаб. Иначе артист обречен всю жизнь репетировать, быть в состоянии перманентной «недоделанности». Меня такой вариант не устраивает. Поживем — увидим.
- Мне кажется, что время работает на такую музыку. Люди хотят живого звука, и именно рокового живого звука.
- Лет пять назад мне казалось, что это время вот-вот наступит, и вдруг выстрелит что-то, и все мои многолетние труды окажутся на втором плане. Сейчас я думаю, что какие бы новые артисты ни появлялись, на мне это никак не скажется. Потому что я — не придуманный проект, я живая и моя музыка — часть меня. А двух одинаковых людей не бывает.
Время меняется. Мои песни многих вдохновляют. В песнях есть то, что нужно многим людям. У меня получается, когда я иду нестандартными путями, сама рою туннели. Тем более, что своего менеджера у меня пока нет. Этот окольный путь занимает больше времени, но получается результат, который устраивает меня саму.
- Откуда взялся этот аффектированный хрипловатый вокал? Из тех лесов, в которых пелись песни в отрочестве?
- Оттуда тоже! Для меня важна самобытность. Я понимаю, что мой голос заставляет людей испытывать эмоции. Кому-то он не нравится. А я от своего тембра испытываю мурашки!
- Божена — очень красивое имя. Но интернет заполнен ссылками на известную Божену Рынски. Не доставляет это соседство?
- И мне очень нравится мое имя. Божена — замечательное имя, спасибо родителям. А соседство с Рынска — пусть пользуется, хотя мне ее деятельность не близка совершенно. Я щедрая! (смеется)
Гуру КЕН
Комментарии