Юрий Башмет в Омске открыл Первый международный музыкальный фестиваль «Камерные оркестры мира», придуманный и организованный им.
Первый фестиваль состоит из четырех концертов с участием Омского камерного оркестра, ансамбля «Солисты Тронхейма» (Норвегия), Камерного оркестра имени Ференца Листа (Венгрия) и ансамбля «Солисты Москвы».
Именно башметовский камерный оркестр и открыл программу первого фестиваля, основанного в Омске. Безусловно, уникального фестиваля — аналогов в мире просто нет. Выступление «Солистов Москвы» и Алены Баевой должно было стать камертоном фестиваля, - и стало именно таковым.
Начали с довольно редко исполняемого ими произведения Арнольда Шенберга «Просветленная ночь» для струнного секстета, соч. 4. Это первое произведение будущего основоположника нововенской школы, датируемое 1899 годом, привлекшее к нему внимание как к композитору. В секстете нет тех новаций, которые в дальнейшем определили образ музыки Шенберга, - скорее, это романтическое полотно, органично впитавшее в себя романтические влияния Вагнера, Листа, Малера, Штрауса, Чайковского. Но настолько психологически верное, настолько совершенное по форме, что и поныне это самое исполняемое произведение Шенберга в мире.
«Солисты Москвы» под чуткой рукой Юрия Башмета безупречно выстроили главную сквозную тему, немыслимое по изяществу и красоте мелодическое развертывание основной темы, пронзаемой то и дело побочными, совершенными сами по себе. Причудливо перетекаемые друг в друга романтичные мелодии Башмет трактует как ранний импрессионизм, и использует чувственный арсенал тончайших перепадов громкости и атаки звука, свойственный культуре звука «Солистов Москвы».
Романтическая тема продолжилась концертом для скрипки и струнного оркестра ре минор Феликса Мендельсона-Бартольди, где с «Солистами Москвы» солировала одна из лучших молодых скрипачек России Алена Баева, давно и плодотворно сотрудничающая с Башметом. Мелодии основателя лейпцигской школы Мендельсона всегда отличают особенное изящество, задумчивость, элегантность. Алена Баева доказала, что она по-прежнему активно растет в творческом плане, ее скрипка без видимых усилий справилась со сложнейшими пассажами в заключительном Allegro. А красивая романтичная музыка Мендельсона на редкость гармонично сочетается с обликом самой Баевой, красивой и одухотворенной. «Солисты Москвы» и Баева давно нашли общий язык, и взаимопонимание между ними — практически эталонное.
Все второе отделение концерта было посвящено Струнному квартету №14 ре минор «Смерть и девушка» Франца Шуберта в оркестровке Г.Малера. «Солисты Москвы» часто его исполняют, любят, и музыка Шуберта словно благодарно раскрывается им в ответ. Романтика Шуберта здесь подернута трагическими нотками, и для оркестра чрезвычайно важно раскрыть дуализм замысла композитора, не впадая в смакование красивостей. Ансамблю Башмета это удалось в полной мере.
Отдельно стоит отметить зал, в котором проходит фестиваль камерных оркестров мира. Юрий Башмет на пресс-конференции отметил, что зал — новый и уникальный по акустике. Все акустические расчеты делал английский мастер Николас Эдвардс. Зал вместимостью 1075 зрителей с обоих сторон обрамлен изящными рассеивающими звук нишами, придающими ему вид трапеции. В интерьер сцены и балконов вписаны поглощающие звук трансформер-панели, а в глубине сцены и кое-где сбоку — участки мрамора и гранита, усиливающие боковое и фронтальное отражение звука. В результате чистота звука в зале Омской филармонии — действительно фантастическая, сопоставимая с КЗЧ и Мариинкой-2. Звук невероятно прозрачный, передающий тончайшую нюансировку. Говорят, что в результате перемещения трансформеров можно еще и подстраивать акустику зала под специфику концертов! Словом, омичам чрезвычайно повезло со своим залом. Вне двух столиц таких чудо-залов в последние десятилетия не строили. И именно благодаря этой волшебной акустике в Омске, по словам Юрия Башмета, и появился первый в мире фестиваль камерных оркестров мира.
Гуру КЕН
Комментарии