12 февраля в Сочи стартовал Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. В Зимнем театре прошел предпремьерный показ спектакля «Маленький принц» по мотивам Сент-Экзюпери - фактически моноспектакль популярного актера Константина Хабенского, поставленный режиссером Виктором Крамером.
Режиссер Виктор Крамер, актер Константин Хабенский, музыкант Юрий Башмет и директор фестиваля Дмитрий Гринченко
Музыкальную ткань спектакля составила оригинальная композиция из произведений Брамса, Малера, Гайдна, а также стилизаций под эти имена под авторством молодого композитора Кузьмы Бодрова. На сцене играл камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением маэстро Юрия Башмета.
- Сегодня не премьера, это некий предпоказ в рамках фестиваля Башмета, и вы станете первыми зрителями, - объяснил перед началом спектакля режиссер Виктор Крамер. - Последние полгода были полностью отданы этой работе. Многие классические произведения сразу становятся всем «понятными», а когда мы спустя годы возвращаемся к ним, смотрим сегодняшними глазами, снимаем с глаз навязанные нам в детстве шаблоны, то оказывается, что мы не знаем ничего о «Маленьком принце», например. Это субъективный взгляд, спорный, но искренний — это сделано сердцем и душой. Надеемся, что наша искренность получит отклик у публики.
Константин Хабенский рассказал:
- Это спектакль по мотивам «Маленького принца». Этот проект мы обсуждали два года с Юрием Абрамовичем, пока не нашли единомышленника - Виктора Крамера, который привел все наши мысли в единому знаменателю. Мы попытаемся втянуть вас в эти ассоциации, воспоминания о жизни и любви, о смысле существования человека на земле.
- Я продолжаю наслаждаться каждой репетицией! - прокомментировал Юрий Башмет. - Вижу, что режиссер все понимает, чего-то хочет, а я еще сам не все понимаю! Такие ощущения, будто это одна из главных музыкальных премьер в моей жизни. Мне приходится внимательно относиться к природе звуков, я внимательно слежу за Хабенским и его темпоритмом. Я уже счастлив, даже если сегодняшняя премьера не состоится — это прекрасное творческое состояние, которое не так уж часто посещает нас. Гармония спектакля полностью совпадает с моими ощущениями от «Маленького принца». Мы знаем, что это хорошо, но даже если испортим что-то, все равно останется хорошо. Это большое творческое событие, и я рад, что первый показ без остановки от начала до конца пройдет в рамках сочинского фестиваля. Конечно, потом спектакль будет развиваться и крепнуть!
Моноспектакль Хабенского - сплетение рефлексий на довольно наивный и по нынешним временам даже трюистический текст Сент-Экзюпери. К чести Хабенского, весь свой гигантский артистический талант он кладет на то, чтобы эти фразы не казались напыщенной банальностью. Его органика беспредельна, причем сам Хабенский играет и всех собеседников, к которым Маленький Принц прилетает на другие планеты, - тут помогает компьютерная графика и заранее записанные видеофрагменты с разными образами в исполнении Хабенского. Режиссер, он же сценограф Виктор Крамер тоже борется с детской прямолинейностью Экзюпери, - планеты представляются в виде воздушных шариков с видеопроекциями, цветы - в виде гаечных ключей или фотографий Марлен Дитрих, невидимые розы накрываются железным шлемом, а в финале загораются лампочками смычки-розы.
«Солисты Москвы» действительно очень чутки к актерской стихии Хабенского - тот не стесняется в присутствии самого Башмета управлять оркестром, просить его замолкнуть или, наоборот, вступить. Высочайшее качество музицирования «Солистов» составляет действительно уникальное живое музыкальное действо моноспектакля. Стилизации Кузьмы Бодрова (с ним Башмет недавно делал проект-компиляцию «Военная симфония» на 9 мая в Ярославле) весьма уместны, хотя ни разу так и не вышли на передний план.
Главным героем спектакля остается сам Константин Хабенский, отменно убедительный во всех ипостасях. Роскошной интерактивной импровизацией становится сцена, обыгрывающая хрестоматийный призыв Сент-Экзюпери «приручить». Хабенский приглашает зрителя из зала посидеть на стуле в центре Зимнего театра, и просит его, если тот хочет иметь друзей, «которых не продают в магазинах» - приручить его. Призыв приручить звучит столь многократно, что Хабенский обнимает зрителя и подводит его к мысли о ценности дружбы только в контексте «приручения» людей друг к другу. Так мысль о приручении звучит гораздо свежее, чем искаженное «мы в ответе за тех, кого приручили».
Есть надежда, что «Маленький принц» (другое его название - «Не покидай свою планету») может стать регулярным в репертуаре театра «Современник». Правда, вряд ли Юрий Башмет и «Солисты Москвы» смогут часто появляться в нем...
Сегодня на Зимнем фестивале искусств прошло также открытие трех литературно-музыкальных выставок в фойе Зимнего театра - в честь балерины Анны Павловой, Прокофьева и Байрона, одну из которых, про Байрона, привез в Сочи Государственный литературный музей. А официальное открытие фестиваля состоится здесь же 13 февраля.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии