Известнейший звукорежиссер Андрей «Важный» Антонов рассказал о секретах качественного звука на больших концертах.
Андрей Антонов начинал в качестве лидер-гитариста в «Тайм-Ауте» и других коллективах в 90-х годах. Много лет работает в качестве звукорежиссера и surround sound designer с огромным количеством звезд отечественной и мировой музыки. Проводил сольные концерты Григория Лепса, Тимати, Нюши, Анжелики Агурбаш, Олега Газманова, Александра Барыкина, «Хора Турецкого», Тото Кутуньо, Джо Линн Тернера, Валерии, Алены Свиридовой, «Рондо», Владимира Преснякова, «Автографа», Misfits, Полины Гагариной, Guru Groove Foundation и многих других. Работал за пультом на церемониях «Сан-Ремо в Москве», Ретро FM, «Молочные братья», гала-концерте в честь 300-летия Санкт-Петербурга. Озвучивал мюзиклы «We Will Rock You», «Я», «Растратчики», «Времена не выбирают», принимал участие в телепередачах «Антропология», «Просвет», «Программа А», «Земля-Воздух», «Свежий ветер», «Назад в СССР» и др. Записывал альбомы Лепсу, Баскову, «Круизу», Кузьмину, Саруханову, Свиридовой, Носкову, Валерии, «Калинову Мосту», Игорю Николаеву, Трофиму…
- Андрей, у вас большой опыт работы звукорежиссером. С чем сложнее справиться в этой работе - с техникой или людьми?
- Вопрос почти риторический… Вообще, 50 на 50. Не часто, но бывают проблемы с техникой, обычно - по вине людей. С чем или с кем сложнее справиться – зависит от нескольких факторов. Скажем, техника не может тебе нахамить, унизить... Но ею управляют люди, и получается, что по факту, как и в других профессиях, сложность - в человеческих отношениях между нами. Это данность. Здесь есть два противовеса, с которыми приходится сталкиваться постоянно: исполнитель, артист - звукорежиссер, технический специалист, инженер. Но за этим стоит отчасти отсутствие элементарной профессиональной подготовки, как с одной и, так и с другой стороны. Однако, профессия звукорежиссера, в первую очередь, - профессия психолога, включающая понятия коммуникабельности, философии, дипломатии.
В человеческом факторе заложено много разного... Бывает, что артист не подготовлен с профессиональной точки зрения, бывает - есть некое самодурство со стороны людей, думающих, что что-то понимают в звуке. Но на самом деле, очень часто в основе их мнения подспудно лежит профнепригодность. Есть такая одна поговорка: "Сделай из меня артиста!", т.е. играть-петь я умею на троечку, но ты сделай так, чтобы звучало на пятерочку… В этом и заключается основная проблема для звукорежиссера – концертного или студийного. Среди нового поколения появляются грамотно подкованные, но не всегда результативные инженеры. То же самое можно сказать об исполнителях. Отсутствие профессиональной школы с обеих сторон. Есть талантливые люди, занимающиеся самообразованием, но нет школы...
Так что бОльшая проблема – это все-таки люди, не техника.
Профессия звукорежиссера - понятие субъективное. Но в этом субъективизме существует индивидуальность! Тому есть подтверждения выдающихся людей, которые поражали своим результатом. Любое шоу – это 50% работы музыканта и 50% звука, света и работы техперсонала.
- У вас бывало так - звук со сцены построен идеально, а артист им недоволен? Как вы разруливаете подобные проблемы?
- В этом-то и заключается сермяжная правда! Любой артист на нашей сцене никакого отношения не имеет к звукорежиссуре. Умный и корректный звукорежиссер разруливает ситуацию, понимая, что подготовка артиста находится примерно на ясельном уровне, и что итоговый результат - всегда компромисс между профнепригодностью артиста и знанием дела звукорежиссера. Часто бывает так: в реальной ситуации параметры звука, которые просит предоставить артист, неприемлемы. Говоришь об этом артисту. На что артист отвечает: я так хочу! Что это? Это деспотизм со стороны артиста. Бытовуха, которая не имеет непосредственного отношения к профессии, но имеет место быть… постоянно. Можно перефразировать известную еще одну поговорку «клиент всегда прав…» таким образом: «Артист всегда прав! не понял – читай сначала!» Это мнение – четко устоявшееся в отечественном шоу-бизе.
А вот в сознании зарубежных артистов этот диктат отсутствует! Они понимают, что ты - профессионал своего дела, и полностью тебе доверяют, не навязывая свои условия. У нас же, как правило, звукорежиссер - это мальчик для битья, а не партнер для достижения профессионального результата.
- Вы говорите, что профессия звукорежиссера - понятие субъективное. Но ведь понятие качественного звука для Джо Линн Тернера или для группы «Фабрика», с которыми вы работали - совершенно разные. На что ориентироваться? Где критерий?
- Критерии и некие шаблоны изначально заложены в стилях музыки. Безусловно, есть просчитанные технологии воздействия звуковых волн на человеческое восприятие - на сознание, подсознание, физическое состояние на тонком плане. Естественно, эти технологии, разработанные зарубежными специалистами, общепризнанными мастерами звука и звукового дизайна, были созданы в период развития технологического прогресса в прошлом веке - параллельно с зарождением и созданием стилистических канонов в звуковой палитре. Поэтому, безусловно и обязательно, равнозначно качественно могут и должны звучать Джо Линн Тернер или группа «Фабрика».
Это закладывается не только в живом исполнении, но и в студийном продакшене. Есть определенные критерии в частотном диапазоне, которые должны учитываться для более точной и детальной адаптации восприятия произведения слушателем. Зритель мало понимает специфику жанра. Он просто слушает и получает состояние комфорта или дискомфорта. Есть направления в медицине, связанные с исследованиями воздействия звуковых волн на человека. Например, если слушать шум моря или звуки природы, то человек будет ощущать гармонию, получать позитивные эмоции... А если включить на полную мощность жесткий треш с такой же жестко собранной фонограммой, - кроме возбуждения и негативного состояния, человек ничего не воспримет. Однако, каждый выбирает по себе.
- А можно поконкретнее? Возьмем поп-дэнс, к примеру. Что нужно сделать в студии, чтобы трек звучал «качовее»? Поделитесь примерами. Этот вопрос интересует очень многих.
- Для меня лично по звуковой палитре за последние год-два в поп-дэнсе среди изданного не было ничего лучше, чем альбом Бритни Спирс Femme Fatale (2011) от продюсера Макса Мартина, и альбом Кэти Пэрри Teenage Dream: The Complete Confection (2012). По эталонному звуку, аранжировке и прочему эти две пластинки в частотно-спектральном анализе звучат просто великолепно, я бы сказал - эталонно. Если артист хочет получить подобный результат в студии, то ему стоит списаться с веб-продюсером. Есть такая профессия: человек, который соединяет тебя с западными специалистами и продюсерами. Можно выбрать из них, и предложить принять участие в проекте. Сегодня это не проблема - нанять можно кого угодно, и это не стоит уже баснословных денег. Разница: нанимаешь ли только на микс, или на микс и продюсирование. Ценовая политика примерно такая же, ка и в нашей стране, но вот конечные результаты - разные.
Что касается наших студий: можно и у нас «покачовее» сделать, есть определенные достижения. Конечно, они не идут в сравнение с топовыми профессионалами мира. Но и есть ряд специалистов, которые могут дать хороший результат с учетом имеющегося оборудования и персональных профессиональных навыков записи, мастеринга и сведения. Но, безусловно, много зависит от самой песни. Бывает, как ни крути ее, ничего с ней не поделаешь. Разгребаешь этот аврал, эту кашу, но результат не придет. Тот материал, который звучит на отечественных радиостанциях, не вселяет в меня уверенности в том, что, несмотря на совершенствование технологий, мы научились делать продукт мирового стандарта хотя бы образца прошлого века.
По роду своей деятельности я постоянно штудирую новинки, и понимаю: все, что было создано великого - было создано в прошлом веке. Есть и сейчас альбомы достойные. Но все эталонно-шедевральное было создано в период 1960-2000 гг.
- Ну вот ситуация. К молодому звукорежиссеру (читающему сейчас это интервью) пришла поп-группа. Сыграно все крепко, но явно недостает кача. Дайте ему совет, что можно подправить на уровне сведения - подложить ударных, поднять какие-то частоты и т.д. Те самые волны, которые действуют на подсознание, - где они?
- «Те самые волны» изначально заложены в исполнительском мастерстве музыканта. Могу привести пример: буквально недавно слушал новое произведение Григория Лепса, в котором, как и в последнем альбоме, на барабанах сыграл выдающийся музыкант Крис Колман. Прослушав мультитрек, в очередной раз я ничему не удивился и констатировал для себя следующий факт: весь этот кач несет в себе именно музыкант, и ничего добавить или докрасить (или доукрасить, если хотите) не возникает даже желания. Когда начинаешь собирать очередной «шедевр», записанный поканально в студии, то крутишь ручки, занимаясь тон-компенсацией и выравниванием динамического диапазона, именно из-за сыгранного материала. Чтобы исходник начал хоть как-то звучать, ты накачиваешь звук в отсутствии его исходного качества - из-за низкого исполнительского уровня. Звук - это энергия, которую передает музыкант или исполнитель. В этом и есть изначальная школа и секрет того, почему у мировых музыкантов это получается, а у нас нет.
Барабаны - это практически главенствующий инструмент в звуковой палитре. Они могу звучать громко, шумно, но тембрально - бедно. Молодому звукорежиссеру нужно стараться подбирать для записи именно тех музыкантов, которые уже имеют хороший опыт и признание - для достижения быстрого и качественного результата. Также нужно не бояться экспериментировать, ведь опыт - это сначала ошибки, а потом уже успех. А.Эйнштейн: «Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал сделать что-нибудь новое». Начинать нужно с того, что понять и прочувствовать материал, который принесли. И не стесняться задавать вопросы! Стараться обращаться к опыту мэтров отечественной и мировой звукорежиссуры. Любопытство не случайно дано человеку.
Главный совет для молодых специалистов, только начинающих свой путь в области звукорежиссуры: чтобы достичь профессионального уровня, желательно освоить три направления в работе: первое и начальное – звукотехник, второе – системный инженер, третее – концертный и студийный звукорежиссер и продакшн менеджер.
- Кстати, о барабанах. Бытует мнение, что живой музыкант всегда играет неровно, и многие творцы компьютерной музыки нарочно сдвигают ударные с сетки, чтобы имитировать звук живых музыкантов. Часто ли вам приходится делать подобное и наоборот - править неточные удары, сдвигая их поточнее? Или у звезд таких проблем не бывает?
- Часто приходится наоборот - ставить в сетку, и равнять по сетке. А иногда - копировать наиболее удачно воспроизведенный удар, и заменять им некачественный. Это происходит сплошь и рядом. Подобное случается и у барабанщиков, работающих со звездами. Такой вид редакции постоянно используется при подготовке к сведению фонограмм. И не только - ударные, и не только - музыканты звезд. Мне приходилось работать с очень многими, всех не перечислишь - долго. Да и не в именах дело. Все без исключения попадают под редакторскую «чистку». Это кубик Рубика, который собирается постоянно для того, чтобы придать треку надлежащий товарный вид.
- Не могу не спросить о вашем отношении к повальному ремастированию старых альбомов - Beatles, Doors, AC/DC и др. Что вы думаете об этом? Не убивается ли при этом исходный замысел музыкантов?
- Те профессионалы, которые занимаются этим на Западе, естественно, не вносят никаких изменений в звуковую палитру, созданную изначально - просто увеличивают громкость, не более того. Есть пиковая громкость, а есть RMS - внутренняя насыщенность звука. Сейчас изменились каноны из-за развития технологий, современные фонограммы звучат акустически громче. Когда люди занимаются ремастерингом общеизвестных произведений, они это делают очень аккуратно, корректно, не внося глобальных изменений в звучание фонограмм. Я слушал разные виды ремастеринга. Например, английский, американский, японский - одного и того же произведения Питера Габриэля, например. И меня ничего «не сломало» в качестве по сравнению с исходниками - достойный, высокопрофессиональный уровень. Это имеет место быть. Главное, чтобы подобным занимались профессионалы.
- Что вы думаете о любителях грампластинок и бобин, презирающих цифровые записи? В последние годы к ним прибавились еще и поклонники аудиокассет...
- Я и сам постоянно слушаю в машине аудиокассеты, ведь так много раритетных записей не оцифровано еще. Цифровые технологии, конечно, далеко ушли, но до сих пор не превзошли аналоговую историю. Звук, созданный в аналоге, звучит теплее, гармоничнее. Недавно один мой знакомый включил мне легендарный альбом группы Пинк Флойд Dark Side of the Moon, воспроизведя его с 4-канального катушечного магнитофона в режиме «квадро». В принципе, это тот же самый объемный surround звук, но в режиме 4-х каналов. Я поймал себя на мысли, что в нашей стране ничего подобного даже близко не было создано, несмотря ни на какие новые технологии. Пластинки, бобины и кассеты - это как классика, как история. У меня тоже есть коллекции всех трех видов, даже двухдюймовая пленка для поканальной записи 24-х каналов. Храню!
- О концертных залах. Вот лично для меня наиболее оптимален в смысле качества звука «Крокус Сити Холл», а его антипод – «Олимпийский». Вы работали на многих площадках. Могли бы назвать свой топ и «антитоп» площадок, исходя из возможностей построения красивого звука?
- Все зависит от количества и качества оборудования. Ошеломляющий результат можно сделать и в «Олимпийском». В «Крокусе» - оборудование по мощности с двойным запасом, при этом им невозможно воспользоваться мощностью на 100%. Максимум - на 60%, и этого уже достаточно для данного зала.
Для меня не существует понятий «топ» и «антитоп» по площадкам. Существует снова тот же самый человеческий фактор – «как бы нам сделать качественно, но задешево». По организации и проведению мероприятий или концертов постоянно сталкиваешься с одним и тем же вариантом: а зачем нам такое количество оборудования? Давайте именно на этом сэкономим! Что ж, делаем продукт из того, что есть… По акустике практически все залы непростые, но, повторяюсь, все зависит от аппарата. Ну и от профессионального уровня технического персонала, конечно. И в «Олимпийском» были потрясающие концерты - Иглз, Фил Коллинз, Андрей Бочелли… Или концерт Билли Джоэла в конце 80-х - звук был такой, что сердце замирало.
- Тогда самый частый вопрос. Можно ли сделать качественный звук на концерте задешево?
- Могу отвечать только за себя: да, можно. Однако, рекомендую эвент-компаниям и промоутерам обращаться к топовым специалистам, зарекомендовавшим себя, оплачивать их услуги в соответствии с их запросами, и - не экономить на техническом оборудовании! Профи всегда знает, сколько нужно арендовать оборудования для достижения результата. И не с целью «развода», а с целью результата! Это не прихоть и не желание оглушить зрителей - это просто элементарный профессиональный подход.
- Вы работали с огромным количеством звезд. С кем и почему работать было особенно приятно?
- Я - творческий человек. Меня всегда вдохновляет сам процесс работы с любым артистом. Конечно, с мировыми звездами достигается желаемый результат при помощи наименьших затрат и усилий. У меня есть притча по этому поводу: их главное не испортить, они сами все сделают. И есть такой анекдот, в чем разница между американским и английским звукорежиссером. Американский во время выступления группы, слушая музыкальную картинку, свой микс, рассуждает вслух: у гитарки не хватает высоких частот. Наклоняется к пульту, добавляет высокие на гитару. Через некоторое время: у баса слишком много низких! Наклоняется над пультом, подснимает низких на бас-гитаре… Английский звукорежиссер во время шоу, слушая свой микс, думает: у гитарки не хватает высоких частот. Наклоняется к пульту, и в следующий момент у него возникает мысль: не-а, показалось!
Соль заключается в том, что рулить ничего не надо! Нужно грамотно с математической точностью расставить входные и выходные уровни, а дальше ловить моменты и огрехи, которые нужно сглаживать, выравнивать. Для меня, например, это не является проблемой.
Мне приходилось работать на очень разных площадках, принимать участие вместе в артистами в концертных и телевизионных программах и конкурсах. Порадовало недавнее шоу в Казани – закрытие Универсиады: конечно, на площадке всем было непросто, но в целом действо получилось интересным! Неоднозначные эмоции вызывает недавно прошедшая «Новая волна» – я неоднократно работал на этом шоу; однако, очень хорошо, что заслуженные и признанные мэтры отечественного шоу-бизнеса, актеры приехали и поддержали молодежь.
Хочу поблагодарить всех артистов, с которыми я работал. Огромное вам спасибо, друзья! Мне всегда было приятно сотрудничать с каждым из вас. Рассказывать обо всех - это тема для отдельного интервью, да мне бы и не хотелось обидеть кого-то, не назвав. Воспоминания – всегда самые теплые. И, что самое главное, что, возможно, вас удивит: к тебе приходят люди не только для того, чтобы пригласить отработать концерт или сделать студийную сессию, но и для того, чтобы при твоем уровне знаний опять же тебя чему-то научить! Это вечный процесс, который греет душу, мотивирует.
Читателям - зрителям и музыкантам - портала NEWSmuz.com хочу пожелать найти именно свою музыку, свой стиль, свою гармонию.
Гуру КЕН,
Комментарии