Александр Жданов: Я решил завязать с российским шоу-бизнесом!

У известного музыкального фотографа Александра Жданова на днях вышла третья книга «Папарацци: Заложники иллюзий», в которой он объявляет, что уезжает из России в Австралию, возможно, навсегда.

Предисловие к интервью

Фотограф Саня Жданов написал третью книгу о нравах российского шоу-бизнеса. В ней многие узнают себя. Я вот, например, в одном из персонажей себя узнал. Книг о закулисье шоу-бизнеса у нас на удивление мало, в отличие от мирового книжного рынка, где чуть ли не про каждую звезду наберется пухлая библиография. Жданов умеет живым, почти разговорным языком рассказать о буднях звезд, их пиарщиков и сопутствующей журналистике. Наверное, потому что сам много лет поработал штатным и нештатным фотографом множества изданий, являлся постоянным фотографом Билана, ПЦ Матвиенко, Лазарева и других артистов первого эшелона. При этом книги обходятся без общепринятой лести – Жданов рассказывает о рабочих моментах, когда артисты и их окружение раскрываются по-настоящему, и каждому есть своя истинная цена. Это по-хорошему развлекательное чтиво, но с заметным и продуманным моралите для читателя. Если его книги смогут помочь читателям и начинающим артистам избавиться от навязываемых индустрией розовых заблуждений, стереотипов и самообманов – в этом и будет заключаться практическая польза для автора. Мне импонирует искренность Жданова в развенчании пустых мест и мелькающих клише. Даже если я не очень верю, что слепому поможет фонарик. Свою работу Жданов сделал.

Гуру Кен

Александр Жданов
Александр Жданов

- Это уже третья твоя книга о шоу-бизнесе. И по ней заметно, насколько шоу-бизнес тебе поднадоел своей суетливостью и мультяшностью. Зачем вообще было писать о нем книге?

- Когда появилась первая книга, было желание рассказать все, что я знаю о шоу-бизнесе, немного попиарить себя самого, и у меня, самое главное, был позитивный настрой. Первая книга «Папарацци» вышла в 2009 году, вторая «Папарацци: чужой успех»– в 2010, и вот третья книга 2011 года. Что я чувствовал сам, то и пытался отразить в них. И должен признаться, что в последние два-три года я действительно разочаровался в российском шоу-бизнесе.

Я начал работать в нем, когда мне было 14-15 лет, сейчас мне 25, и я понимаю, что в нашем шоу-бизнесе практически ничего не меняется. А если меняется, то в худшую сторону. 10 лет назад появились Земфира, Лагутенко, много классных музыкантов. У меня горели глаза: новые проекты, новые исполнители, классные песни. Я видел, что новые артисты появляются за счет талантливых песен, креатива, нового взгляда на музыку. Те клипы «Мумий Тролля» или Дельфина я могу смотреть до сих пор, и понимать, что это искусство. По мере того, как я работал в этой сфере, - почти перестали появляться новые имена – поют все те же и так же. На мой взгляд, не появляется нового качественно сделанного продукта. В Америке за это время появились Джастин Бибер, Леди Гага, вручаются премии многообещающим музыкантам. Что-то постоянно происходит! А у нас? Есть артисты, которые держат планку. Но нет новых имен, а многие звезды держатся только за счет пиара.

Об этом я начал рассказывать во второй книге, и полностью посвятил теме пиара эту книгу. Где-то с грустью, где-то с горечью. Раскрутка пиар-историй, романов, скандалов заслонила собственно музыку. Мы не говорим о талантливых альбомах и даже песнях, сплошь рассказы об интиме и желтизне. Это все хорошая работа пиар-агентств и пиар-агентов. Работая в шоу-бизнесе, я вижу эту ситуацию изнутри, и мне это глубоко неинтересно. Все продумано и чуть ли не на уровне контракта подписано: сколько раз артисты появятся вместе, кто у кого в клипе снимается, сколько денег будет заплачено. Это совсем немузыкальная история. Такой шоу-бизнес мне надоел.

- Я немного не соглашусь. Появились «Ранетки», МакSим, Нюша. Группа «Мельница» собрала «Олимпийский». Наконец, Ваенга и Стас Михайлов. Может быть, это лично тебе приелось все происходящее?

- Возможно, и так. Когда впервые попадаешь в этот мир, - все в новинку, все интересно. Со временем, когда видишь все изнутри, меняется мировоззрение. Понимаешь, что это конвейер.

Пока шел сериал «Ранетки» по СТС, группа была востребована. Закончился сериал – и группа пропала. Я не требую глобального явления, как Алла Пугачева. Но почти исчезли долгоиграющие артисты. Когда появились МакSим и Глюкоза – сколько было споров, кто они и как поют. А сейчас они не собирают залы. У артистов появился срок годности. Два года, три года, в лучшем случае пять лет. А группа «Иванушки International» появилась 15 лет назад, и до сих пор не вылезает из концертных туров. Конечно, это заслуга Игоря Матвиенко, который пишет им актуальные песни. Но группа востребована до сих пор! Нет современных Пугачевых, Антоновых, чьи песни слушаются спустя столько лет.

Хотелось бы, чтобы наша эстрада была представлена на мировом рынке. Я так радовался успеху «Тату»! Казалось, что открылось окно, и наши песни начнут просачиваться «туда». Но ничего подобного не произошло.

- Почему же? Витас просочился.

- Да, он подписал очень хороший контракт. Но неудовлетворенность общим положением дел осталась. Уже 10 лет назад Backstreet Boys делали такое шоу, что - ух! Леди Гага, несмотря на всю неоднозначность, делает фантастическое шоу. У нас ничего подобного практически нет – Филипп Киркоров, Анита Цой и некоторые другие пытаются сделать настоящее шоу, но они в явном меньшинстве. Гораздо чаще – скучные рядовые концерты, иногда под фанеру, и никакого шоу!

Возвращаясь к Ваенге, я думаю, что она будет много лет интересна зрителям. Она делает честный продукт, искренний. Но это исключение. Многие артисты, прежде всего молодые, ставят во главу угла пиар, а не свои музыкальные амбиции. Если зритель услышит хорошую песню с достойным вокалом – артист станет звездой без всякого пиара, что подтверждает история Ваенги и Михайлова. Их песни цепляют, без всякого видеоряда рождают эмоции. И они не рассылают истории, с кем спят или ходят по магазинам.

- Первые две книги касались пиара по касательной, они были скорее о работе папарацци. Эта книга целиком посвящена нюансам пиара в шоу-бизнесе. Есть ли вина пиара в том, что появляется мало ярких песен, или дело в неверном использовании полезного инструмента?

- Пиар-истории должны быть, но пиар не должен занимать доминирующую роль в жизни артиста. У нас есть первоклассные пиарщики. В книге я рассказываю о продюсерском центре Игоря Матвиенко, потому что именно он и глава его пресс-службы Катя Быкова, прототип главной героини, мне кажутся примером высококлассной работы. Они содержательно коммуникатируют с журналистами, умеют обходиться без черного пиара, умеют подать инфоповоды.

Обычно же берется американский или европейский проект, перекладывается на российский лад, и преподносится как откровение для публики. В пиаре зарабатываются большие деньги, и он превратился в машину по зарабатыванию бабла. При этом навязывается некачественный продукт, когда артисту еще надо много работать над репертуаром и голосом, а он запускается под выдуманным креативом по медийным каналам в жизнь. По сути, это потребительское отношение к слушателю, использование грязных методов. Мне это не нравится.

В своих книгах я делюсь собственным опытом работы в шоу-бизнесе. С ним можно не соглашаться, можно прислушиваться, - я вижу множество откликов. Значит, какую-то роль в жизни людей они сыграли, и я рад этому.

Я решил завязать с шоу-бизнесом, потому что дальше себя в этом пространстве не вижу. Мой персонаж Нежданов в конце книги улетает в Австралию. В реальной жизни ровно это же происходит со мной. Я решил переехать в Австралию. Я достиг рубежа, когда надо решать – или посвятить выбранной работе всю жизнь, или попытаться радикально переменить ее. Я выбрал слом прежней жизни. Хотя у меня остались в шоу-бизнесе друзья, дорогие для меня артисты, я еще буду иногда приезжать в Москву и Питер снимать важные концерты – из этого мира сложно вырваться. В книге я подробно написал, как и почему это все со мной происходит.

После выхода книги я уезжаю жить в Австралию, в Сидней, чтобы попытаться полностью поменять свой образ жизни. Буду я фотографировать свадьбы, или снимать животных в зоопарке, - не знаю, но я хочу изменить свою жизнь. Строже всего я отношусь к себе, и хочу начать именно с себя.

- Фотографу такое сделать проще, чем другим разочаровавшимся. Можно снимать хоть артистов, хоть обезьянок. Пишущие журналисты привязаны к русскому языку, артисты – к своей публике. Но есть желание настолько радикально все поменять, чтобы больше не снимать на «Евровидении» или больших презентациях российских артистов?

- Признаться, с «Евровидением» я пока расстаться не готов. Всякий приезжая на «Евровидение» - пусть это не всемирный конкурс – я вижу такое количество профессиональной прессы, учусь у европейских коллег, вижу интересную жизнь. «Евровидение» останется для меня лазейкой в прошлую жизнь. Когда я буду жить в Австралии, безусловно буду рад видеть всех наших артистов, приезжающих в эту страну. Но…

У меня есть хорошая подруга Женя Соколова, она работала в «Молотке». И вот в какой-то момент она выбрала семью. У нее чудесный муж, она родила ребенка. И когда я с ней переписываюсь, она счастлива. Можно вспомнить про уход Маши Алалыкиной из группы «Фабрика», она тоже выбрала семью. У любого есть право выбора. Я его не хочу навязывать. Но я рассказываю про свой выбор.

У меня есть опыт международной журналистики, неплохой английский, я могу работать пиарщиком, журналистом, рекламщиком. Но хочу это делать не в шоу-бизнесе и не в России. Многие могут назвать это слабостью, бегством. Но я хочу сделать свой выбор.

- Семья может стать стимулом к перемене мест. У тебя тоже есть семейные предпосылки к такому решению?

- Мне нечего скрывать. Когда-то я хотел заработать денег и поездить по миру. Я заработал денег, купил себе квартиру, побывал в 98 странах мира. Теперь я хочу осесть, завести семью. Очень хочется, чтобы у меня появились дети. Мне даже не раз снилось, что у меня будет не один ребенок…

Наверное, все это этап взросления. У меня появились другие ценности, помимо работы. Я всегда был и остаюсь патриотом России. Но хочу пожить и поработать там. Тем более, что мне уже сейчас предлагают там много работы, не связанной с шоу-бизнесом.

- В Австралии есть свой довольно интересный шоу-бизнес.

- Да, я чувствую, что перерос российский шоу-бизнес, но мне интересен мировой шоу-бизнес. В Австралию очень часто приезжают мировые звезды, и мне это интересно. Возможно, я буду делать фоторепортажи с концертов австралийских и мировых звезд. Я начинал в Санкт-Петербурге, потом смог решиться и перебраться работать в Москву. Теперь – новый этап.

Занятия с детьми ритмикой и хореографией. Разнообразные танцы для детей: эстрадные, народные, гимнастические, акробатические, на развитие координации и музыкального слуха.

- Что ты ждешь в профессиональном и личном плане от переезда?

- В личном – семьи, детей. Что касается профессии, то я еще достаточно молод, и у меня есть время пробовать, искать что-то новое. Я еще не знаю, что меня ждет. Иногда нужно сломать свой карточный домик, чтобы вырасти и сделать самое важное. Я не хочу оставаться на всю жизнь в этом карточном домике.

Есть понимание, что придется поменять почти все. Это новый другой мир. Чтобы понять, чего ты стоишь на самом деле, надо решиться на изменение жизни. Как котенка бросают в воду – выплывет или нет. Я сам бросаю себя в эту воду.

Возможно, через два-три года выйдет четвертая книга, где я расскажу, например, об австралийском шоу-бизнесе. Что на самом деле будет дальше – не знаю.

Купить новую книгу А.Жданова можно на сайте http://starsbook.ru/

Гуру КЕН

Еще об этом