В Концертном зале им.Чайковского Юрий Башмет и Константин Хабенский впервые представили широкой публике свой совместный проект.
Это была не премьера, но… премьера. Совместный литературно-музыкальный проект Башмета и Хабенского существует уже два года, однако москвичи могли увидеть его всего дважды, и на весьма специфических камерных площадках – на «Декабрьских вечерах» и в «Барвихе Luxury Village». И хотя проект уже успел получить премию Олега Янковского, только теперь появилась возможность увидеть его в большом концертном зале.
Предыстория такова. Башмет после случайной импровизации на одной из презентаций предложил известному актеру сделать нечто совместное, и Хабенский, ранее не замеченный в чтецком деле, с удовольствием согласился. Поскольку Хабенский играл Калигулу в спектакле Юрия Бутусова в питерском театре Ленсовета с 1998 года, начали с «Калигулы» Камю. Хабенский предложил взять в качестве музыкального сопровождения струнный квартет Шуберта «Смерть и девушка», и идея пришлась Башмету по вкусу. Разумеется, для «Солистов Москвы» более подошло переложение для струнного оркестра Густава Малера.
Хабенский нарочито дистанцировался от всякой ассоциации со спектаклем, да и вообще от любых попыток что-то «играть». Он – читает. Текст произносится ровно, почти без интонирования, отстраненно-информативно. Примерно так в спектаклях Романа Виктюка актеры бесстрастно произносят текст и играет «тревожная музыка». Музыка действительно наполнена ощущениями тревоги и предвкушением смерти. Сам Юрий Башмет до этого не раз признавался: «До сих пор в недоумении, почему Шуберт назвал свой струнный квартет «Смерть и девушка». Его музыка не о девушке, не о смерти, и в то же время — и о девушке, и о смерти, о рождении, страданиях, преодолении. Она — о человеке. Общечеловеческая».
Квартет – по сути, симфония из нескольких песен, жанр, изобретенный Шубертом. Вторая часть – собственно, ранняя песня Шуберта «Смерть и девушка», последняя – невероятной силы «Пляска смерти». Здесь-то и раскрывается в полной мере тот трагизм, который удивительно подходит к сцене смерти тирана. И Хабенский тут уже не удерживается от вскриков, зловещего шепота и почти смеха. И «Солисты Москвы» звучат полновесно, не сдерживая себя, открытым звуком.
В заключение первой половины концерта снова поздний Шуберт - соната «Арпеджионе» для альта и струнных, уже без Хабенского. За альт взялся сам Башмет. Как всегда, исповедально и особенно задушевно. «Арпеджионе» подчеркнула послевкусие от «Калигулы», стала в какой-то степени релаксацией, но печальной и задумчивой.
А всю вторую половину концерта заняло блистательное исполнение того, зачем на этот концерт родители привели своих детей, явно скучавших на «Калигуле». А именно - большой зоологической фантазии для оркестра и чтеца «Карнавал животных» Сен-Санса, одного из самых знаменитых произведений «для детей», хотя и написанного Сен-Сансом для веселой светской вечеринки в доме Полины Виардо. В прошлом году Башмет играл его на фестивале в Хабаровске, там Артем Варгафтик разыгрывал текст буквально по ролям в тюзовской манере.
Хабенский пошел другим путем. Весь этот шуточный текст, сродни нынешним радиошоу Ксении Собчак, наполненный иронией и политическими шуточками для посвященных, Хабенский элегантно актуализировал. Колкие сентенции про британскую империю и слонов в посудной лавке прозвучали неожиданно свежо и крайне остро, вызывая в зале едва ли не нервный хохот.
«Солисты Москвы», дополненные пианистами Игорем Горским и Ксенией Башмет, с удовольствием отыгрывали Хабенскому, да и сами улыбались не меньше зрителей. Разумеется, центральным музыкальным номером стал «Лебедь», тут Башмет отвлекся от дирижирования, взял альт и солировал (не все же виолончелям тут это делать) совершенно блистательно. Нашлось место и совсем невероятной истории - Хабенский подсел за рояль к Горскому, а Юрий - к своей дочери, и в восемь рук зазвучала бравурная шалопайская импровизация. Оба они еще и дирижировали оркестром совместно, взявшись под руки! А «Финал» повторили на бис.
Программа Башмета и Хабенского действительно уникальна. Высочайший уровень музицирования сочетается с тонким ироничным подходом Хабенского к чтению текстов, порождая новые смыслы и оттенки. Было бы крайне интересно увидеть новые плоды сотрудничества этого тандема.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии