Около тысячи зрителей собрал под непрерывно моросящим дождем «последний опен-эйр лета» Folkday-2011, который теперь смело можно называть эталонным.
Почему же так не назвать, коли состав участников более чем репрезентативен по панораме отечественного фолк-рока, а звук на фестивале – беспрецедентно качественный и кристально чистый.
Фестиваль придумала пару лет назад Хелависа, а помогли осуществить Navigator Records, Еврошоу и RSP. Любая букмекерская контора могла бы принимать ставки на то, что в такую скверную погоду редкий зритель доберется до открытого всем ветрам Зеленого театра на сырой набережной Москвы-реки. Однако зрители добрались, и какие! Чистые ясные лица, которые можно встретить именно и сугубо на фолк-фестивалях, в каком бы краю планеты они не проводились.
Поэтому действо происходило не только на сцене, но и подле нее. Хороводы, ручейки и змейки разрезали людскую толщу извилистыми тропками, лучистые улыбки на лицах стали в эти шесть фестивальных часов вполне обыденным для Москвы делом, а дым от жарящихся шашлыков – ароматом корневого рок-действа.
Нет, не обошлось без проколов. В последнюю минуту заявленный дуэт Андрей Кутузов и Алеся Алисиевич оказался совсем не так хорош, как можно было предположить по их хиту «Солнце над городом» - дело не в самопальной записи в студии, а именно в разъедающей остатки вербальности типичной бардовщине. Алеся отчаянно старалась перекричать своего партнера диким непоставленным голосом, и все это при прилипшем к лицу навсегда восторженном выражении. Похоже, сия болезнь неизлечима.
Остальные участники оказались куда более музыкальны. И, чего уж скрывать, подтвердили звание столпов отечественного фолк-рока.
Анна Пингина рассекала густой мокрый воздух своим хрустальным тембром, а ее гвардейцы выдавали на гора мощные плотные залпы то в сторону арт-рока, то русского рока. Группа «После 11» стряхнула с себя морок поп-дешевизны и сыграла полноценную фолк-роковую программу, украшенную многоголосной а капеллой и дуэтом с Хелависой.
Видео дуэта Хелависы и «После 11» «Рядом быть»
«Отава Ё» по обыкновению превратила сцену в интерьеры избушки немного не в себе Бабы Яги. Наконец-то вернувшийся к регулярной концертной деятельности «Иван Купала» выдал этно-электронный сет сплошь из хитов, причем безупречного вкуса и профессионализма.
Сюрприз поджидал на сете основателя российского фолк-рока «Калинова Моста» - Дмитрий Ревякин позволил спеть одну из самых своих проникновенных баллад «Улетай» Хелависе. Дескать, «мы уже взрослые и немного осипли». И Хелависа спела ее чисто, с почти ревякинскими интонациями, на длинных распевных окончаниях фраз – эксперимент удался. Да и сам Ревякин, несмотря на всю нарочитую агрессию своих последних песен в честь Колчака, выглядел убедительно: «Мать Европа» с таким грозным предводителем непременно дождется «освобожденья».
Завершила Folkday-2011 очень давно не концертировавшая из-за рождения ребенка у Хелависы «Мельница». Премьера показала, что нынешнюю «Мельницу» уже никто не спутает с группами, исполняющими ирландский фолк. Сегодняшняя «Мельница» играет арт-рок с отчетливым фолковым привкусом. Рваный ритм, солирующие «дудки» и виолончель, замороченные гитарные соло – это все арт-рок стадионного уровня. Сама Хелависа после столь трогательного события в жизни находится в отличной физической и вокальной форме.
Прозвучали новые песни «Мельницы» - «Неперелетная», «Река» - тут Хелависа объявила минуту памяти в честь похорон хоккеистов разбившегося в авиакатастрофе ярославского «Локомотива», и весь Зеленый театр печально притих. Сюрпризом стал дуэт с голосистой девочкой по имени Злата Анисимова, и девочка действительно чисто и звонко пела, - далеко пойдет.
Folkday стал смотром сил на старте концертного сезона. И силы эти у российского фолк-рока есть, и голоса есть, и музыканты есть. Возможно, не хватает пока виртуозности у инструменталистов, - вообще-то для фолк-рока это важно.
Но Folkday показал самое главное – у нашего фолк-рока есть отличные песни.
Гуру КЕН
Комментарии