Чтобы понять, что такое «Дикая Мята» сегодня, надо хорошо представлять себе пейзаж сегодняшнего фестивального лета.
По причине отвращения оргов к массовости отменен фестиваль «Пустые Холмы». На замену самому массовому независимому фестивалю уже объявлен фестиваль «Быть Добру!» , но это явно неравноценная замена. Есть «Нашествие» и «Максидром», но они очевидно коммерческие. Есть «Усадьба Джаз» и «Рок над Волгой», но они сугубо профильные. Никуда не делся «Иван Купала» - но он отчетливо субкультурный. Лето оказалось не щедрым на позитивные фестивали, и как-то само собой получилось, что не выделявшаяся ранее из череды фестивалей «Дикая Мята» стала особенной, мультикультурной.
Фестиваль прошел под Боровском, в 100 км от Москвы, на территории «Этномира» - возможно, это лучшее решение. Фестивальная площадка оказалась действительно готова ко всему, даже к тому, чего организаторы не предполагали в самом страшном сне – все три дня сплошная непогода, дожди, град, а то и ураган. Вообще-то непогода коснулась всех фестивалей, проходивших одновременно – и «Усадьбу Джаз», и Ahmad Tea Festival – но «Дикую Мяту» затронула особенно, хотя бы потому, что большинство посетителей приехали с палатками, не на один день. Кого-то снесло, кого-то залило, кто-то сразу уехал, а кто-то не приехал – аудитория примерно в 20 тысяч была явно скромнее того, на что рассчитывали организаторы с таким-то лайн-апом: Горан Брегович, Нино Катамадзе, Billi’s Band, Zdob Si Zdub и пр.
Отдельно палаточный лагерь, отдельно две сцены, - между ними масса кафе и арт-объектов в духе тех же «Пустых Холмов». Вот только разница весьма принципиальна: абсолютно всем оборудованное поле, шикарный звук, профессиональный свет. Я бы сказал больше: никогда еще отечественный фолк-рок не выступал в таких комфортабельных условиях. Никогда еще этно-музыканты не получали в свое распоряжение действительно грамотный звук и свет, и комфорт от гостиниц до питания. Наши фолк-музыканты просто не приучены к такому европейскому уровню, и оттого многие выглядели буквально ошарашенными.
Первый из трех дней фестиваля ознаменовался основательными сетами португальской Oquestrada, испанца Tonino Caratone и полноценного грузинского фестиваля на сцене «Веренада» во главе с Нино Катамадзе. Сам факт приезда грузинской делегации стал сенсацией, привычно омраченной действиями отечественных пограничников и таможни, - но как же их принимали!
Сет Катамадзе превратился в мини-сенсацию – Нино с легкостью спрыгивала со сцены в поле, буквально дирижировала тысячами слушателей, и элегантно избавила фестиваль от гнетущих треков своих последних релизов – только хиты, неизменный «Сулико» хором со зрителями, а заодно премьера нового платье, с застольем из трех грузин на переднем плане. Часто удается видеть Нино, но настолько счастливой (хоть и уставшей) – не часто. Что характерно для «Дикой Мяты», тут же рядом расположилась грузинская «Хинкальная»: хотя обошлось, к сожалению, без грузинского вина, прочих деликатесов национальной кухни было предостаточно. Поверьте, для пропаганды грузинской культуры «Хинкальная» значила не меньше, чем Катамадзе или предшествующий им джаз-роковый «Эгари».
Таков был смешанно иберийско-грузинский день «Дикой Мяты», но интрига поджидала зрителей далее.
Второй день фестиваля стал самым многочисленным по числу зрителей – благо с утра светило солнышко. И «русским» по стилистике. Количество первоклассных этно-групп зашкаливало: «Начало века», «Ойме», «Ива Нова», «Отава Ё», «Иван Купала», Анна Пингина, Инна Желанная – а ведь еще были чудесные world-музыканты уровня Safety Magic, InWhite, Theodor Bastard, Tintal и зарубежные кудесники Katzenjammer (Норвегия), Doppelbock (Швейцария), Varttina (Финляндия), Budzillus (Германия).
Хотелось бы выделить сеты Инны Желанной и Safety Magic – по качеству и культуре звука. Жизнерадостная Желанная, вопреки привычкам, не смогла не похвалить позитивную аудиторию «Мяты»: «Впервые вижу публику, которая правильно хлопает (на вторую долю – Авт.), продолжайте!». А на пресс-конференции Инна призналась, что прямо сейчас записывает новый альбом, и его стоит ждать к осени. Одна из сильнейших world-jazz групп страны Safety Magic осталась без запланированной Маши Макаровой (та не смогла приехать в субботу), но сыграла мощнейший инструментальный сет из своих The Best, оставив за скобками новейшие эксперименты с пением песен и раг, но показав удивительную выучку и профессионализм.
Стоит отметить, что фолк-сцену вели лидер «Тинтала» Федор Воскресенский и ви-джей Юкля – они тактично и уместно представили музыкантов, что было иной раз непростым делом. Скажем, солистка «Ойме» Ежевика сама была готова рассказывать часами про мордовские обычаи, потрясая неизменным посохом мужского плодородия. «Отава Ё» заставили танцевать все подмоченное ливнем поле своими задорными аранжировками народных русских песен, а «Иван Купала» даже своими заезженными хитами смогли развеселить зрителей и самих себя (уронив символический платок). Кстати, на пресс-конференции музыканты пообещали, что еще дадут жару.
Именно во второй день случился ураган, едва не стоивший фестивалю своей репутации. МЧС сообщило, что от Калуги к Боровску движется ураган, и посоветовало закрыть концерты. Организатор фестиваля Андрей Клюкин даже прикрыл одну из сцен, однако ураган, к счастью, прошел мимо в 4 км, и фестиваль продолжился. Уже позднее стало известно, что в Боровске (примерно в 10 км от «Этномира») вырубилось электричество – а на «Дикой Мяте», благодаря провидению и первоклассным генераторам, жизни не утихала ни на минуту. Третий день фестиваля выдался почти балканским. Масса украинских команд, во главе с Sansay, молдавских – Куйбул и Zdob Si Zdub, клезмер в исполнении «Добраночь» и «Опа!», ну и завершающий аккорд всего фестиваля – Горан Брегович. Дождь лил, не переставая, отчего множество зрителей в середине дня снялось с места, и уехало. Оставшиеся увидели незабываемое.
Надо было наблюдать за солистом Radikkl Beatz в белоснежном балахоне, свесившим ножки со сцены и дирижировавшим поющим хитовые фразы полем. Надо было видеть танцующих в жидкой грязи под одесские частушки «Добраночи». После хитов SanSay к музыкантам присоединился американский арт-вокалист John Forte, и пошла просто безудержная импровизация. Джон признался, что после недавнего тура по России с отечественными музыкантами просто горит выпуском видео-альбома и компакт-диска с ними в Америке, презентация которых пройдет в Нью-Йорке осенью.
Феерически завершил «Дикую Мяту Горан Брегович. Его оркестр сыграл не только хиты из саундтреков, но и массу народных песен в оригинальных аранжировках. Сам Брегович рассказал, что специально в условиях враждебного окружения сербов и «для того, чтобы не получить новых врагов» использовал в своих песнях множество ориентальных мотивов. А прямо во время выступления Бреговича с небе расцвела невероятно красивая радуга.
За скобками репортажа осталось многое, честно говоря. Сеансы массажа от приглашенных специалистов, гимнастика цигун в десять утра, две тысячи взлетающих китайских фонариков в небо по вечерам, заплетаемые косички, национальная кухня индусов и американцев, рынок из этнической одежды и бижутерии, ди-джей сет на патефонах, раздающий автографы спортивный комментатор Виктор Гусев, шашлыки под дождем, даже дарящие цветы незнакомцам девушки. Гораздо больше запомнились счастливые глаза зрителей – несмотря ни на какой дождь и град.
«Дикая Мята» оказалась непревзойденным фестивалем – и по качеству звука, и по общему настроению. А ее проведение в «Этномире» - невероятно удачной идеей, которая буквально требует продолжения.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд
Еще фото фестиваля «Дикая Мята 2012»
Комментарии