Впервые приехав в Красноярск, корейская оперная дива Sumi Jo решила показать максимально облегченную программу, состоящую почти сплошь из оперетт.
Перед концертом Суми Чо обещала музыкальное путешествие по разным странам мира. Ей стоило бы уточнить, что речь шла исключительно об одном из музыкальных жанров, потому что публика в переполненном зале Красноярской филармонии оказалась несколько разочарованной, взяв в руки программку концерта. Более того, в ней значилось 4 оркестровых номера и всего... шесть коротких вокальных партий из Гуно, Легара, Штрауса, Адана и... Рахманинова.
Ранее за русских композиторов Суми Чо не решалась браться, объясняя это незнанием русского языка. «Вокализ» же Рахманинова в словах не нуждается, - и, по сути, в Красноярске прошла мировая премьера этого изысканного произведения в исполнении певицы.
Все-таки приходится констатировать, что лучшие годы для 51-летней певицы уже позади. Хрустальный голос кукольного сопрано остался таковым только в верхнем регистре, а низы сильно подсели, обрели некие дребезжащие обертоны, и почти утратили должную артикуляцию и силу. На здоровье Суми Чо вроде бы не жаловалась, списывать не на что, в отличие от прошлогодней неудачи в Москве, когда Суми действительно простудилась.
Отсутствие нижнего регистра певица активно компенсировала артистичностью и кокетливыми заигрываниями с дирижером — и дирижер Красноярского симфонического оркестра Марк Кадин с удовольствием ей подыгрывал. Как обычно, у нее было немало вставок- «импровизаций» в партитуры, - любопытно, что именно в эти мгновения Суми Чо становилась наиболее игрива. Скажем в Вальсе Джульетты из «Ромео и Джульетты» Гуно собственные фиоритуры появлялись после каждого куплета, иногда и до. Но ни логики образа, ни композиторской стилистики они никоим образом не нарушили, так что особого греха в том нет. А ранее она объяснила, что для нее принципиально важно привнести с исполнение «что-то свое».
Узнаваемость манеры пения Суми Чо — острые верхние ноты с аффектированной подачей, и мягкое вкрадчивое послевкусие вплоть до пианиссимо. Тут певица была на высоте.
Ганну из «Веселой вдовы» Суми Чо не столько пела, сколько танцевала — вместе с дирижером Марком Кадиным. А в куплетах Адели из оперетты «Летучая мышь» Штрауса продемонстрировала плотное форсированное вибрато. Общее и внешнее впечатление от точеной фигурки певицы, и звучание ее голоса — кукольность, вообще свойственная корейской женской вокальной школе (особенно в поп-музыке). Там, где нижний регистр предательски сдавал ее, Суми Чо не стеснялась прибегать к актерским приемам — например, Адель порой обретала комические скрипящие тембры Бабы Яги.
Единственное «серьезное» произведение в красноярской программе - «Вокализ» Сергея Рахманинова. Звучало это действительно необычно — Суми Чо предсказуемо выбрала гласную «а», и транспонировала тональность повыше. Получилось эффектное, опять же «кукольное» исполнение «Вокализа» - потому что, как ни пыталась Суми Чо придать своей подаче глубину и психологичность, Рахманинов ей отчаянно не поддавался. Но за попытку — спасибо.
Когда обозначенная на программке номера уже закончились, а публика благодарно аплодировала, Суми Чо неожиданно решилась петь бисы. И не один, а четыре! Сначала поет Виолетту из «Травиаты», затем итальянскую народную песню, Чардаш Розалинды, а затем специально для корейских музыкантов, присутствующих в зале, - фрагмент некой песни на корейском языке.
Бисы немного выправили картинку, однако недоумение осталось. Стоило ли петь такую специально облегченную, к тому же короткую программу? Удовольствие зрители, конечно, получили — без традиционной для русской школы грудной подачи наши певицы обходятся крайне редко. Но ждали от Суми Чо явно большего.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии