В выходе книги Яны Рудковской нет ничего необычного – сейчас все пишут книги, а за короткое время пребывания энергичной сочинской бизнесвумен в шоу-бизнесе с ней произошло столько всякого, что другому хватило бы на всю жизнь.
Издательство АСТ, 2009.
Необычно другое. Случаев, когда в расцвете сил топовый продюсер пишет книгу с реальными именами и событиями, немного даже в западном шоу-бизнесе. А в России подобное можно припомнить только с книгой Юрия Айзеншписа «Зажигающий Звезды. Записки и советы пионера шоу-бизнеса».
Яну Рудковскую можно называть как угодно – продюсером, женой олигарха, авантюристкой, бизнесвумен, эксцентричной особой. И все эти определения будут отчасти верны. Ее книга «Исповедь содержанки» - реалистическое повествование от первого лица своей истории успеха. Интересна история именно авторским взглядом. Почти ничего нового внимательному читателю светской хроники книга не откроет, но от компиляции интервью Рудковской разных лет материал все же отличается. Прежде всего, желанием Яны расставить акценты и прояснить свою мотивацию.
Яна Рудковская – «Исповедь «содержанки», или Так закалялась сталь»
Рудковская рассказывает о своем детстве и первых успехах в фэшн-бизнесе. Подробно описывает первую встречу с Батуриным и все последующие перипетии их отношений, вплоть до развода и сопутствующих судебных разбирательств. Но главное действующее лицо, помимо самой Яны – конечно, Дима Билан. Ему она посвящает самые трогательные и нежные строчки, рассказывает о личных чувствах к нему, педантично упоминая каждый раз – «как к артисту».
Цепочка превращений от заинтересованной в помощи талантливому артисту жены магната к продюсированию Билана и завершающей книгу победы на «Евровидении 2009» - подана внутренне мотивированной и вполне логичной. На каждом шагу Яна подчеркивает всю непреднамеренность хода событий и обилие возможных и реальных ошибок.
Второй главный герой книги - бизнесмен Виктор Батурин. Рудковская удерживается от повальных обвинений бывшего мужа во всех грехах, и ловит интонацию объективистскую, фактологическую. Она признает заслуги Батурина в финансировании и покровительстве первого этапа сотрудничества с Биланом. Но множество острых шпилек летят в Батурина и по семейной жизни, и по вопросам «дележки» детей, и по финансированию поздних этапов, включая Евровидение. И за Яной надо признать право на личное высказывание во всех этих непростых вопросах.
К сожалению, в книге полностью обойдены такие важные в реальной продюсерской жизни области, как финансовые взаимоотношения с артистом, контакты с властными и криминальными структурами, особенности личной жизни упоминаемых артистов. Очень значимая для шоу-бизнеса тема традиций и укладов гей-сообщества проигнорирована целиком и полностью.
Зато Рудковская щедро делится меткими характеристиками реальных артистов. Скажем, Пугачева «излучала бешеную энергетику, которая сшибала с ног». Лариса Синельщикова – «единственная женщина, которая не будучи артистом, совершила настоящую революцию в шоу-бизнесе». Константин Эрнст – «блестящий продюсер, креативный, талантливый человек, генератор многих успешных идей». Филипп Киркоров – «лиса интеллигентная, очаровательная и обаятельная… никогда не знаешь, чего от него ждать». Сергей Лазарев – «интеллигентный и интересный человек». Эти оценки трудно назвать исчерпывающими, но они безошибочно передают ту часть личности героев, за которую они любимы и ценны.
Порою Рудковская чисто по-женски мстительно вспоминает какие-то детали, что могли бы и забыться по давности лет. Отару Кушанашвили она припоминает язвительную фразу про «очередную подругу Батурина». Маше Малиновской – ее политическую безграмотность. В целом, Яна явно неровно дышит к представителям прессы, и считает их важным элементом в достижении своих целей (и пресса действительно часто отвечает ей полезной благодарностью). Один из важных геров книги – журналист Артур Гаспарян, после инициации грязной травли Верки Сердючки катастрофически потерявший в репутации, но долгое время прилежно сопровождавший Рудковскую и Билана по разным конкурсам.
Яна Рудковская рассказывает о своих первых неудачах в качестве продюсера, припоминая неудавшихся артистов – Алексу, Сабрину. И делает разумные выводы: продюсеры «не могут тащить за собой певцов, которые очень хотят стать звездами, но не прикладывают к этому серьезных усилий». И еще более важный (и полезный, для умеющих учиться на чужих ошибках): «Звезда эстрады – это плод удачного содружества целой команды творческих людей: от композитора и продюсера до самого артиста. Какой-либо перекос в ту или иную сторону оборачивается крахом».
Перед нами – книга человека размышляющего и амбициозного. Редкий сплав качеств для российского шоу-бизнеса.
Оценка: 8 из 10.
Комментарии