В Калужской области на территории культурно-этнографического центра «Этномир» с 26 по 29 августа прошел юбилейный международный арт-фестиваль «Мамакабо 2010». Он стал двадцать пятым по счету за семь лет существования проекта, и собрал пять тысяч зрителей, несмотря на проливные дожди.
Фестиваль «Мамакабо» уже стал уникальным явлением в российском фестивальном движении. Он проходит даже не раз в год, как прочие, а по нескольку раз в год, причем в разных городах и даже странах. Например, в нынешнем 2010 году «Мамакабо» гремит в пятый раз: фестиваль уже отыграл в Финляндии, Египте, Калуге, в рамках фестиваля «Усадьба Джаз» в Москве, и вот теперь неподалеку от Боровска в «Этномире». А уже в середине сентября «Мамакабо» отправляется в Хорватию.
Лайн-ап фестиваля сколочен из самых крепких профессионалов, уважаемых в музыкантской среде и играющих исключительно позитивную музыку: Ирина Богушевская, Евгений Маргулис, «Квартал», Максим Леонидов, Сергей Манукян, Энвер Измайлов, Jukebox, Иван Смирнов, Вячеслав Горский, «Кимбата», Феликс Лахути и другие достойные имена. Каждый раз к ним присоединяются самые громкие иностранные имена.
В третий раз на «Мамакабо» приехал австралийско-американский гитарист Tommy Emmanuel, придумавший уникальную «пальцевую» технику игры на акустической гитары. Фестивальная публика уже хорошо с ним знакома, и вызывала на сцену массовым скандированием: «Том-ми, Том-ми!» Гитарный виртуоз оправдал все надежды: порою казалось, что на сцену звучат три, а то и четыре гитары одновременно. Битловская Imagine обрела в исполнении Томми Эммануэля сочный драйв и пронзительную надрывную лиричность.
Впервые в этом году на фестивале появились камерунско-французский виртуоз бас-гитары Etienne Mbappe и изобретатель уникальной манеры игры на губной гармошке американец Howard Levy. Этьен Мбаппе, «басист в шелковых перчатках», как его называют, по сей день играет в группе у легендарного Джона Маклафлина, 4 года работал с Джо Завинулом, записывается с Ray Charles и Salif Keita, но также имеет свой собственный проект, с которым и колесит по миру. Мбаппе невероятно виртуозен на бас-гитаре, умело сочетая африканские корневые темы с европейской формой подачи материала. При этом он страстно поет, не позволяя себе оставаться штучкой для ценителей. Без массовых плясок его сет немыслим.
Говард Леви умудряется на обычной диатонической губной гармошке выдавать едва ли не саксофонные партии, играя на ней такие ноты, которые она по своей природе издавать не может. Изобретенная им техника носит название овердро, и у музыканта есть собственная видеошкола по обучению игре на губной гармошке. Обладатель премии Grammy 1997 года, Леви записывался с Bobby McFerrin, Dolly Parton, Rabih Abou Khalil и другими суперзвездами. На «Мамакабо» он, как и другие гости, провел мастер-класс, а потом сразил своей необыкновенной техникой зрителей. Особенно сочно прозвучали в его исполнении пьесы Джанго Рейнхардта, где виртуозные пассажи мгновенно сменяются ломаной джазовой ритмикой. Трудно поверить, что такие партии может играть обыкновенная губная гармошка, но сам Говард Леви философичен. На вопрос «Новых Известий», как он достиг такого мастерства, музыкант был краток: «Я работаю много. Иногда – много-много».
Один из впечатляющих моментов фестиваля - знаменитый Говард Леви подыгрывает Евгению Маргулису
Выступление Ирины Богушевской, загоревшей после отдыха в Тунисе, и со сверкающими глазами исполнившей не только свои хиты, но и песни из готовящегося к выходу альбома «Шелк», было встречено особенно тепло. Взаимовыручка музыкантов на фестивале настолько велика, что барабанщик из группы Сергея Манукяна вполне вписался в состав Богушевской (а потом еще в несколько групп, приехавших без барабанщика). «Тут царит настоящая семейная атмосфера!» - воскликнул на итоговой пресс-конференции пораженный Этьен Мбаппе.
Ему было отчего так думать. Ведь «Мамакабо» - это не только концерты на двух сценах. Это еще и добрые ночные джем-сейшены, когда в кафе после концерта встречаются музыканты из разных коллективов, выходят на сцену и джемуют по нескольку часов. Иностранные звезды ведут себя ничуть не по-звездному, а точно так же выходят на маленькую сцену и играют джазовые стандарты с нашими музыкантами – и Этьен Мбаппе, и Томми Эммануэль, и Говард Леви. «Чем более велик музыкант, тем он проще, как человек», - любит повторять по этому поводу организатор фестиваля Тимур Ведерников, сам превосходный музыкант и заядлый участник ночных джемов.
Да и музыкой все не ограничивается. Есть юрта, где идут мультипликационные показы и мастер-классы известных аниматоров. Есть сцена, целиком посвященная театральным проектам. И есть камерная сцена для выступлений особенных проектов, - скажем, кабаре Вадима Степанцова или «Песни взрослых девочек» Ирины Суриной.
Фестиваль «Мамакабо 2010» недосчитался зрителей из-за проливного субботнего дождя, но те, кто доехал подышать чистым калужским воздухом, - получил выступления блестящих мастеров и необыкновенную фестивальную атмосферу. В этом году фестиваль «Мамакабо» впервые получил грант от Министерства культуры России, так что организаторы обещают в следующем году еще больший размах.
Гуру КЕН, для газеты «Новые известия»
Комментарии