На фестивале искусств «Славянский Базар в Витебске 2017» показали знаменитый спектакль Театра на Юго-Западе «Игра в Наполеона» и открыли выставку «Юго-Запад - планета Беляковича» в честь 40-летия основателя театра Валерия Беляковича.
«Шахматный детектив», как обозначил жанр спектакля сам режиссер, стал одной из последних работ Валерия Беляковича.
На заднике сцены - зеркала. Они крутятся, пропуская и выпуская актеров. И они же создают иллюзорный и насквозь игровой мир, в котором живет Наполеон Бонапарт в изгнании на острове Эльба. Квинтэссенцией игровой натуры Наполеона стала, конечно, игра в шахматы. Известно, что император очень недурно играл в шахматы, и считал их лучшей разминкой для ума. Вокруг шахмат и крутится весь сюжет.
Чтобы отравить Наполеона, его враги подсылают на остров англичанина, зарабатывающего на жизнь шахматами и при этом актера. Его задача - играть в шахматы с императором и незаметно подсыпать тому в вино мышьяк. Пьеса Стефан Брюлотт довольно рыхлая, ей не хватает сквозного динамизма - непонятна, например, мотивация отравителей не отравить Наполеона сразу, а тянуть до тех пор, пока их заговор не раскроется. В результате Белякович вынужден эти длинноты заполнять эффектной хореографией - она хороша, но вопросов к длиннотам не снимает.
Спектакль состоялся прежде всего благодаря блистательной игре Олега Леушина в роли Наполеона. У нее отточенная перспектива, император открывается перед зрителем постепенно, причем иногда выглядит истинным чудовищем, а иногда национальным героем (в реальности он очень много сделал для развития инфраструктуры Франции - в Париже даже водопровода не было до него).
А вот второй главный герой - отравитель лейтенант Этвуд, которого играет Михаил Инчин, постоянно неубедителен, несмотря на то, что с момента премьеры прошло уже почти 3 года. Он много суетится, неоправданно извивается будто в модерн-балете (лейтенант-то по легенде!), и пафоса в речах тоже стоило бы убавить. Провалены им все любовные сцены, в них он выглядит пластмассовым болванчиком. Зато ему удались все пластические этюды - где пантомима убийства разыграна языком тела точно и эффектно.
Белякович внес в действие много чистой театральщины в жанре бурлеска, которым славится эстетика «Театра на Юго-Западе». Скучающий Наполеон, уже раскрыв заговор, заставляет играть придворных и отравителей в театр - каждому розданы роли, иногда они меняются, шекспировский текст о Гае Юлии Цезаре и Бруте расцвечен им невероятно ярко, это лучшая сцена спектакля. И затем - мгновенный переход от пантомимных смертей к самым настоящим, реальным. Отравителю режут глаза и заставляют играть в шахматы вслепую. Все для него заканчивается хорошо, но семью все равно убивают.
Спектакль живой и крепкий. Он заставляет то и дело думать - реальная тут смерть или настоящая, Наполеон - гений или злодей, власть - развращает или утончает ум, стать платным убийцем может каждый или не каждый... Сонм вопросов, на которые Белякович мудро не дает никаких прямых ответов. Ответы должны сформироваться в головах у зрителей.
Гуру КЕН
Комментарии