8 и 23 февраля в театре «Модерн» пройдет премьера спектакля «Ничего, что я Чехов?». Это противоречивый спектакль, и анонсировался он как размышление о судьбах русского актерства, прежде всего великого Михаила Чехова.
На деле вышло не так или не совсем так. Куда ближе худруку и постановщику спектакля Юрию Грымову оказалась судьба жены Михаила Чехова Ольги, которая действительно куда меньше известна российскому зрителю. Женаты они были всего два года. Но — Ольга была племянницей примы МХТ Ольги Книппер-Чеховой, была красавицей и умницей, так что… Она не получила актерского образования у Станиславского, что явно важно для Грымова. Родив ребенка, ушла из МХТ. Но после развода в 1920 году уехала в Германию, где очень быстро стала кинозвездой, и даже снимала бывшего мужа в своем фильме «Шут моей любви». Гитлер ее обожал, и сделал блондинку немецкого происхождения Государственной актрисой рейха. Говорят, что во время войны она работала сразу на три разведки. В 1945 году советские власти ее арестовали, но мгновенно отпустили обратно в Берлин. Она переехала сначала в Западный Берлин, потом в Мюнхен, и продолжала сниматься. Завершив актерскую карьеру, основала успешную косметическую фирму «Косметика Ольги Чеховой» и разбогатела. Умерла в 1980 году от рака, ей было 82 года.
Это очень важно для понимания месседжа Грымова и пьесы Екатерины Нарцизовой-Шипуновой, основанной на архивных документах. К тому же Анна Каменкова в роли Ольги Чеховой с легкостью переигрывает всех своих визави, сосредоточившись на привычных ей скорбно-сказительных интонациях.
Важно и другое. Из истории известно, что все творцы МХТ были очень общительными людьми. Станиславский, Немирович, Чехов, Качалов, Мейерхольд, Вахтангов, Москвин, Лужский и т. д. были невероятно по сегодняшним меркам общительными. Капустники, пьянки, анекдоты, розыгрыши — это все неотъемлемая часть их жизни. Но Грымов ставит спектакль в 2019 году. Мы другие. Мы в интернете. И Грымов ставит про людей катастрофически некоммуникабельных. Они монологичны. Весь спектакль «Ничего, что я Чехов?» состоит фактически из монологов. Даже в диалоге его герои катастрофически монологичны. Многие реплики героев почерпнуты Нарцизовой-Шипуновой из книг самих Ольги и Михаила Чеховых, априори написанных в жанре монолога-воспоминания. На сцене это превращается в тотальную отчужденность всех героев, как примета сегодняшнего, а не былого времени.
Причем главные герои щедро разбросаны по времени, и всем даны свои актеры. Ольга Чехова в юности сыграна Марией Орловой (ей режиссер выдает все фантомные боли из детства и взросления), а Анна Каменкова играет зрелость и старость. Михаил Чехов в молодости представлен Александром Гореловым, а про свою сногсшибательную карьеру в Америке рассказывает уже Петр Воробьев (и тут Грымов не стесняется даже Мэрилин Монро в лице Виктории Лукиной вывести на сцену с весьма емким монологом и всеми штампованными флэшбеками).
Отдельно стоит выделить все того же Горелова в роли Адольфа Гитлера, - блистательная эпизодическая (?) роль. Такого фрустрирующего лепечущего что-то на немецком фюрера мы давно не видели. Грымов переводит его образ в сугубо приватную плоскость, и Александр Горелов феерически играет заходящего к любовнице потерянного, злоумысленного и одновременно самовлюбленного тирана. Нейтральный синхрон Каменковой многократно усиливает эффект. Возможно, лучшая сцена спектакля. Поистине удивительно, что соцсети вроде Фейсбука и Инстаграма заблокировали фото Гитлера из спектакля, - это нелепо и парадоксально.
Грымов решил взять на себя функции сценографа и музыкального оформителя. Если со вторым проблем нет — сквозной прокофьевский марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» более чем оправдан, как и французский шансон, то с декорацией получилось не очень. Актеры то и дело елозят по сцене с деревянными кубиками на фоне черного задника, без цели перекладывая их с места на место, но художественного смысла в этом увидеть так и не удалось. Зато прекрасен был момент с воздушными шариками, - они не только взлетали, но и приземлялись, а затем даже двигались к кулисе! Это было именно что художественно, за что сценографу-Грымову зрители сказали браво.
«Ничего, что я Чехов?» - цельное высказывание. На пресс-конференции Грымов неоднократно повторял, что ему важно было донести мысль об актерском существовании, несмотря ни на что. Да и год театра, кстати. Получилось немного о другом. О том, как неактер становится актором, действователем, и что, черт побери, делать, если так вдруг случилось. Ответ Грымова — оставаться человеком. Да, сотрудничать с разведками, с Берией или Гитлером или кем угодно, но оставаться человеком. Гуманистический и разумный вывод. Спектакль стоит посмотреть.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии