Мексиканская классическая музыка — редкий гость на российской сцене. IV международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона решил поправить этот казус.
Отчасти так случилось из-за того, что традиции мексиканской академической музыки сравнительно молоды, кроме того, большинству композиторов приходится зарабатывать музыкой для кино. Тем не менее, интерес к этой культуре огромен — что потвердил битком забитый зал красноярской филармонии.
Красноярским симфоническим оркестром дирижировал мексиканский известный дирижер Хорхе Луис Костильо.
Он начал изучать дирижирование в Валенсии (Испания). Затем продолжил свое обучение в Зальцбурге, Люксембурге и Париже с Александром Мюленбахом. Способность Кастильо совмещать в себе дирижера и композитора принесла ему репутацию специалиста в репертуаре, охватывающем период с 1950 г. до настоящего времени. Кастильо принимал участие в 150 мировых премьерах, а также латиноамериканских концертах самых символичных композиторов XX века: Андриссен, Берио, Булез, Донатони, Francesconi, Gervasoni, Альффтер, Manoury, Мюрая, Нисимура, Пессон, Рим, Шуллер, Троян, Ксенакис и Циммерман. В настоящее время директор Центра экспериментальной современной музыки, музыкальный директор «Camerata de las Americas». Кастильо дирижировал в таких странах, как: Германия, Аргентина, Австрия, Канада, Испания, США, Италия, Япония, Литва, Польша, Венесуэла и Мексика.
Вообще-то должен был еще приехать пианист Джи Лью, и играть Второй концерт Рахманинова. Но до Красноярска он не доехал, поэтому Рахманинова пришлось заменить на Восьмую симфонию Бетховена. Экспрессивный Костильо попытался придать ей тяжеловесной страстности, но оркестр упорно стоял на позиции академизма, поэтому получилось в итоге нечто среднее — монументализм с проблесками страсти.
Гораздо интереснее получилось с мексиканской музыкой. Сильвестре Ревуэльтас — для Мексики то же, что дла нас Чайковский. Однако из богатого наследия Ревуэльтаса выбрана была именно киномузыка — саундтрек к фильму «Редес». Он и писался как киномузыка, и звучит точно так же. Отсутствие глубины компенсирует в ней невероятно изысканная атмосферность, обогащенная традиционной богатой перкуссией. Красноярский оркестр справился, кажется, на высочайшем уровне. Прокритиковать можно разве духовую секцию, но это архетипическая ситуация по всей России... В целом получилось эффектно, атмосферно и... по-киношному.
Симфония №2 «Индейская» Карлоса Чавеса — уже полноценное произведение. Отчасти ее можно сравнить с музыкой Дебюсси, если бы не вездесущая мексиканская экспрессия. Костильо мастерски выстроил акценты — получился минимум этнографичности и максимум элегичности. Блестящее исполнение, уже без всяких оговорок. Кстати, и тут не обошлось без особенной перкуссии, не свойственной составу классического оркестра.
«Хуапанго» Хосе Пабло Монкайо — изящная виньетка, не зря Костильо оставил ее на финал. Если уж продолжать сравнения — то это мексиканский Штраус. Море экспрессии, одухотворенные красивые мелодии и безукоризненная форма. И тут красноярский оркестр оказался на высоте, с легкостью справившись с непростыми этническими акцентами — до того, что Костильо заставил на аплодисменты подняться сначала именно духовой секции, и только потом — всех остальных оркестрантов.
А сразу после концерта на площади перед филармонией прошла официальная церемония открытия фестиваля — с чиновниками, парадом всех стран-участниц и выступлениями лучших красноярских коллективов.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии