В преддверии презентации нового альбома «Мельницы» - «Ангелофрения» Хелависа рассказала, как в группе появились ангелы.
Презентация нового альбома «Ангелофрения» состоится
- Новый альбом выйдет к концерту
- Да, полиграфия уже вся отпечатана. Сейчас печатается тираж дисков, и в начале недели уже все должно быть готово. 28 апреля – дата московской презентации и одновременно дата релиза. Диски можно будет купить уже перед концертом.
- Обложку мы уже видели. Почему на ней слово «Мельница» написано тем же шрифтом, что на и альбоме «Дикие травы»?
- Потому что шрифт хороший! Мы долго использовали тот шрифт, что был у нас раньше. Он был то ли готичный, то ли славянский и… просто надоел. А этот шрифт мы купили у Артемия Лебедева, совершенно официально купили, и он теперь наш личный. Он красивый, хорошо ложится в афиши, хорошо выглядит на обложке диска. И мы решили продолжать его использовать.
- Название альбома «Ангелофрения» вызывает ассоциации с «Калифренией».
- Название сериала «Калифрения» в оригинале – Californication, что в свою очередь – отсылка к известной песне Red Hot Chili Peppers.
- В любом случае – игра слов?
- Да, я вообще сначала подумывала об «Ангелофилии», но потом поняла, что я потом не оберусь дурацких шуток в свой адрес. «Наверное, я зоофил», - было у «Крематория». И остановилась на «Ангелофрении». Вроде то же самое, но в этом есть какой-то декаданс, налет болезненности.
- Болезнь ангелов?
- Да, и это тоже. И слово благородное (улыбается). Подразумевается скорее одержимость. «Френия» происходит от греческого слова phrēn, то есть череп. Ангелы в голове! Так что скорее не болезнь, а что-то связанное с головой.
- Одержимость ангелами? Не самая страшная болезнь.
- Мне тоже кажется! Причем в процессе работы над альбомом все участники группы «Мельница» тоже этим заболели, и теперь общаются ангелическими е-мейлами: «Сереженька! Пишет тебе Сереженька. Позволь выразить свое восхищение проделанной тобой работе над соло в такой-то песне». У нас общегрупповая рассылка, мы все видим, что кому пишет в Gmail’e, и видим нежнейшие ангелические письма. Делают комплименты, все такие милые…Так теперь и общаемся.
- Сколько продолжалась запись альбома?
- Недолго. Засели мы в студию в декабре, и закончили в марте. А вот предстудийная работа продолжалась очень долго. По сути, альбом – результат работы последних двух лет. Большинство материала я написала в первой половине 2010 года, потом мы начали работать над аранжировками, потом я уходила в отпуск. В этот период мы нашли саунд-продюсера. Мы очень хотели нормального стороннего и очень профессионального человека. Необязательно зарубежный, но такой, чтобы со стороны посмотрел, как работают наши аранжировки, придумал бы, что поправить. Когда мы работали с Иваном Евдокимовым с МДМ-студии над «Зовом крови», он много записывал сам и сам же выступал как саунд-продюсер, очень много предлагая в процессе. На «Диких травах» сауцнд-продюсера у нас не было, мы все делали сами и остались не слишком довольны результатом. Мы знали, что могло быть лучше.
Поэтому, сделав основные «рыбы» аранжировок, мы пригласили поработать над материалом Сашу Самойлова. Мы его нашли, когда работали на Первом канале над трибьютами Высоцкого. Самойлов аккомпанировал разнообразным поющим артистам, и делал аранжировки их треков – Безрукову, Дюжеву и т.д. Можно не говорить о художественной ценности аранжировок, но они были сделаны соответствующе индивидуальности каждого артиста, адекватно. Познакомились с ним через Лешу Козина из Navigator Records, и предложили ему поработать над альбомом: «Дядя Саша, даем тебе наш материал с набросками аранжировок, пожалуйста, помоги нам довести это дело до ума». В кредитах на альбоме мы пишем: аранжировки «Мельница» и Александр Самойлов, пишем имя саунд-продюсера. То есть мы предложили ему быть не безымянным гитаристом за спиной Безрукова, а имя на обложке. Его никто не знает, а он очень хороший, работает с массой артистов. Он аранжировщик, при этом у него есть группа Casual, которая аккомпанирует поющим артистам. Там отличные музыканты, а их никто не знает. Надо помочь!
Он взялся за дело, бережно подошел к сделанному нами. Часто же бывает, что аранжировщик говорит, что все сделанное никуда не годится, а он все переделает и будет готовый радиохит. А потом присылает демо, склепанное на коленке за 15 минут. Прощайте! Мы ведь хотим идти вверх. «Дикие травы» был для нас не прыжок вверх, а той же ступенькой, что «Зов крови». Хотя мне эта пластинка нравится больше всех. Но «Ангелофрения» будет лучше. Я знаю, что она лучше!
- Проходила информация, что на альбоме записывался Йен Андерсон.
- Это была первоапрельская шутка! И про известного регги-артиста, и остальное – это была отличная первоапрельская шутка, в которую вдруг очень многие поверили.
На альбоме практически нет приглашенных музыкантов, кроме трубача Александра Дитковского – в одном треке очень была нужна труба, и Саша нас выручил. Все остальное мы записывали исключительно сами. Александр Орлов записал на виолончели едва ли не 50 партий для песен альбома. Очень много было вариантов.
- Какие инструменты были использованы в записи?
- Инструменты все привычные – гитары, виолончель, разнообразные духовые, включая саксофон и аккордеон, мои две арфы, бас, барабаны и всякая перкуссия. С 2010 года с нами играет гитарист Сергей Вишняков, пришедший из группы Анны Пингиной, и он записал огромное количество гитар – и акустических, и электрических, и на аранжировками много поработал.
- Перейдем к концепции альбома. Появилось желание поднять новые темы?
- Не то, чтобы было желание, все написалось само собой. Началось все с того, что я съездила в Новую Зеландию, мне очень понравилась идея страны птиц. Я ее думала, думала, думала, написала песню «Неперелетная». Потом почему-то тема птиц переродилась у меня в голове в тему ангелов. Не херувимчиков из сусального золота, а с точки зрения мифологии Ветхого Завета. Я взяла книгу Еноха, посмотрела имена ангелов, прочитала роман Даниэля Труссони «Ангелология». И поняла, что ангелы – столь же мифологически богатая тема, как драконы, к примеру. Даже интереснее, поскольку ангелы антропоморфны. Поэтому в заглавной песне «Ангел» есть слова «Твой пассажир, он зеленокрылый почти человек». У меня пошли ассоциации, постмодернизм на полную катушку. И все стало складываться в концепцию.
Появился рок-н-ролл, который я сто лет хотела написать, и наконец написала, потому что было о чем. Птицы – ангелы – звезды – Элвис Пресли. Так получился рок-н-ролл про Элвиса. А если появился Элвис, то без Фредди Меркьюри было уже не обойтись. Появилось много забавных персонажей. - Мир стал более древним, а музыка – более новой.
- Звук стал тяжелее или полегче?
- И тяжелее, и прозрачнее. Слушаю перемастеренные треки, и там отличная панорама, прозрачно, отлично сведен вокал. Аранжировки, конечно, стали жестче, чем было раньше. Но слушается, на мой взгляд, без тяжести. Звук вкусный, без каши.
- Что запланировано на презентации? Перенос концерта из «Стадиума» повлиял на планы?
- Перенос был ужасно обидный. Тем более было обидно узнать о нем из афиши «Стадиума». Нам никто об этом не сказал! Никто! А дата была назначена задолго, мы специально готовили ее под презентацию, нам был нужен именно этот зал – с высокими потолками и колосниками. И тут – бац! – из афиши самой площадки мы узнаем, что концерт отменен. Мне кажется, что так нехорошо. Причины внутри площадки могут быть самые разные, но так поступать с артистом – не очень приятно.
Хорошо, что нам удалось на эту дату передоговориться с «Ареной», это родная для нас площадка, мы постоянно там играем. И сделаем там все, что было запланировано. Но она меньше, и понятно, что народ набьется как сельдь в банку. Но мне очень хочется историю со «Стадиумом» возобновить, мы пригласим их на наш концерт, и нам очень хочется там все-таки сыграть.
Я пригласила выступить на презентации мою хорошую подругу народную артистку России Елену Петрикову из цирка Запашных полетать над сценой. Она – воздушный акробат. Мы поставили с ней номер на песню «Ведьма». У Лены черные волосы, она прекрасно выглядит, и мы очень давно хотели с ней вместе поработать. Но… в «Арене» невозможно зацепить подвес для воздушного гимнаста, поэтому с этой задумкой ничего пока не вышло.
Будут сюрпризы, пока говорить не буду. Но главное – не переборщить с фокусами, потому что главным должен быть новый материал из новой пластинки. Поэтому, допустим, разогрева не будет. Зрителям и так сложно воспринимать большой массив песен, которые они никогда не слышали.
- Будет ли выложен перед презентацией альбом в сеть?
- Думаю, да. Сделаем также, как «Навигатор» сделал с альбомом «Золотое толокно» «Калинова моста» - выложил в продажу по символической цене на своем сайте.
Причем сейчас выйдет условно «дешевая» версия альбома с 10 треками и бонусом. А осенью мы планируем более дорогую версию, с совершенно другой полиграфией, там будет 12 треков и совершенно другой бонус. Придется покупать две пластинки!
- Что говорит «Навигатор»? CD еще продаются?
- Продаются-продаются! У нас такая публика, которая любит любовно собирать диски на полочку. Нас даже просят выпустить винил! Может быть, и выпустим как-нибудь…
- Как почти многодетная мама, скажи, осложнилась ли ситуация с гастрольными поездками после рождения второго ребенка?
- Не скажу, что осложнилась. Мне очень нравится, что у меня двое детей. Обе они очень милые, и очень любят друг друга. Но логистика теперь требует очень тщательной проработки. Ничего, привыкаешь… Привыкаешь думать о том, как им будет лучше. Например, лететь из Вены в Москву конкретным рейсом, чтобы не нарушить их режим сна. У меня есть две няни. На что уходит моя концертная зарплата? На оплату нянь, которые позволяют мне играть концерты. Замкнутый круг. Едем на гастроли с няней и двумя детьми. С мамой я оставлять не хочу – она работает, она ведущий научный сотрудник МГУ, и ей нужно присматривать за своей мамой, моей бабушкой. Я не буду перекладывать свои проблемы на родных, я понимаю, что у них много своих дел. Оставить с няней тоже не могу – у нас не такая большая квартира. Хотя в любом случае и маме, и бабушке приходится иногда заниматься детьми, несмотря ни на каких нянь. Мы пытаемся находить некий баланс.
И я, конечно, всегда беру детей в Москву. Оставить их с папой, который работает по 20 часов в сутки, - он работает сейчас в ОБСЕ, - это вообще нереально. Он ездит больше, чем я. Мы прилетаем, он нас встречает, на следующий день улетает в Тбилиси, делает тур по всем горячим точкам Кавказа за неделю, возвращается на пару дней, улетает в Берлин, а возвращается через три дня почему-то из Бухареста. Я слежу за мужем, как в анекдоте «Вчера на похоронах товарища Суслова… Кстати, где он?» Меня регулярно спрашивают, где сейчас Джеймс, я даже не знаю, что ответить. Но мы оба отмечаем, где находимся, на Фейсбуке. Заходишь на Фейсбук, смотришь профиль мужа, и узнаешь, где он находится…
- Какая реакция слушателей на альбом прогнозируется?
- Думаю, словим помидоров препорядочно. И обложка скандальная, и материал странный – помидоры прилетят. Скажем, есть довольно тяжелая песня «Ангел», но основной рифф там играет кельтская арфа. У нее довольно фортепианный звук, такой рифф могла бы играть пианола у Fleetwood Mac. Арфа у нас в коллективе используется именно для таких штук – подобные фортепианным риффы, для линии баса, флажолетов, для утолщения гитарного перебора… Меня никогда не заботит, что делают обычно с арфой. Меня заботит, что делаю с арфой конкретно я, и для чего она может быть мне нужна в данном составе.
Песня «Дороги» уже прозвучала в «Чартовой дюжине» на «Нашем радио» - может быть, ее назовут попсовой. У нее восходящие мелодические линии в припеве, и она хорошо «залипает» в ушах. Она запоминаемая – наверняка скажут, что это попса. Хотя это рок-н-ролл, даже где-то кантри, с аккордеоном. На аккордеоне играет Сергей Заславский, он использовал рекордное количество духовых – разнообразные вистлы, поперечная флейта, саксофон, аккордеон. Даже притащил китайскую волынку из долбленой тыковки, под названием хулуси, она звучит в песне «Неперелетная» - красивый звук.
Мы вообще получили большое удовольствие от записи этого альбома!
Гуру КЕН
Комментарии