Юрий Башмет: Мы все чувствуем одинаково!

В олимпийском Медиа-центре Сочи прошла пресс-конференция Юрия Башмета, посвященная VII Зимнему международному фестивалю искусств в Сочи, проводимому маэстро.

Юрий Башмет и Дмитрий Гринченко

В начале общения директор «Русского музыкального агентства» Дмитрий Гринченко сделал программное заявление:

- У нашего фестиваля впервые благодаря Олимпиаде появились зарубежные слушатели. И это то, к чему мы стремились, чтобы фестиваль стал витриной самого лучшего, что есть в культуре. Фестиваль не заканчивается с Олимпиадой, есть планы на 2015 год и далее, вплоть до 2017 года. Юрий Абрамович уже говорил, что мы хотим походить на Зальцбургский фестиваль, и мы все для этого делаем. Сегодня экватор фестиваля, впереди много интересного. Впервые мы вышли на Красную поляну, делаем концерты в новом зале "Галактика" - фестиваль расширяет границы.

Затем на вопросы журналистов принялся отвечать Юрий Башмет.

Юрий Башмет и Дмитрий Гринченко

- Почему в программе фестиваля нет ни одного произведения, посвященного собственно Олимпиаде?

- Когда Шостакович создавал музыку на идеологические тексты, это все равно была великая музыка. Блокадная симфония — посвящена маме, об этом есть приписка на партитуре. Великая музыка не обязательно должна быть программной. Классическая музыка была до Олимпиады и будет после, она не привязана ни к какой теме, включая Олимпиаду. Казалось бы, опера "Евгений Онегин" — какое отношение она имеет к спорту? Но это про наших фигуристов — можно и так сказать!

Юрий Башмет

- В программе есть концерт на старинных инструментах. Есть ли хорошие отечественные скрипки и альты?

- Инструменты требуют традиций. Старые итальянские инструменты лучше современных российских. Потому что есть традиции. В оркестрах предпочитают играть не на Страдивари, а на Вильоме, который сам в свою очередь копировал со Страдивари - даже разобрал одну скрипку Страдивари, чтобы лучше понять, как она сделана.

Юрий Башмет

- Вы уже посетили соревнования спортсменов?

- Я пока не посетил сами соревнования, но у меня есть "вездеход". Смотрю Олимпиаду по телевизору, сегодня смотрел фигурное катание, болею за наших. Если появится свободный день, буду смотреть — хоккей и фигурное катание мне ближе, но и лыжи мне интересны — удивительно наблюдать полет на лыжах, на людей, которые летают. Я болею за всех, кто приехал и участвует в Играх.

- Как появилась идея проводить фестивали в Сочи?

- Как-то я подсчитал и ужаснулся - у нас было 90% концертов за границей, и только 10% - в России. И когда стукнул очередной юбилей, то я решил провести серию концертов по России. Из концертов получился фестиваль в Сочи, а за ним — и другие фестивали.

Юрий Башмет

- Зачем вы создали Всероссийский юношеский оркестр?

- Впервые созданный в нашей стране Юношеский оркестр — проект глубокий. О детском специальном образовании я могу говорить квалифицированно — везде, куда мы приезжаем, прослушиваем детей, и так по всей стране. Премия — участие в этом оркестре, и премьера для этого оркестра была именно в Сочи. Я даже не подозревал, что так займет мою душу этот проект, когда его начинал! 78 детей играют в этом оркестре. Кстати, Юношеский оркестр сыграет на закрытии фестиваля 20 февраля.

Юрий Башмет

- Вы по-прежнему проводите конкурс альтистов?

- Конкурс альтистов живет. Но я не делаю его каждый год. Еще Ростропович мне советовал делать его раз в три года, чтобы успевало подрасти поколение альтистов. Андрей Усов, который заменяет меня на концертах фестиваля из-за моей сломанной руки, - он победитель этого конкурса. Я дал ему свой альт, и он прекрасно играет! За 5 дней он выучил сложнейший концерт Пендерецкого. И вчера играл в камерной программе, там участвовала моя дочь Ксения.

- Что вы чувствуете, когда слушаете концерты дочери?

- Я держал дулю в кармане за нее. И все-таки получилось все! В антракте я дал ей несколько советов, - она потом поблагодарила меня за них, расслабилась и стала звучать лучше. Она уже стала дважды мамой, вторую дочку назвали именем бабушки, не советуясь со мной. Она вот такая самостоятельная! Я горжусь, что могу выступать с ней. Я вообще горжусь только в трех случаях: когда работаю с Гергиевым, с Третьяковым и с моей дочерью. Редко у кого из музыкантов бывает не стыдно, когда играют их дети. А за мою дочь — не стыдно! Кстати, мой внук Грантик учится на скрипке, очень любит выступать и волнуется при этом гораздо меньше, чем я.

Юрий Башмет

- В юности вы играли на рок-гитаре. Почему бросили?

- У меня была гитара Vox. На такой же играл Харриссон из "Битлз". Причем у меня была настоящая, не копия! Во Львове у западных групп был обычно последний концерт в СССР, и они с удовольствием меняли аппаратуру на сувениры, типа фотоаппарата «Зенит». И инструменты у нас были хорошие, благодаря обменам. Я играл на гитаре, всех особенно впечатляли мои триоли. Как-то к нам приехали ВИА «Левоны», и выходит с 12-струнной гитарой такой бородатый человек, это был Мулявин. А из "Левонов" потом получились «Песняры», кстати. И он победил меня в джем-сейшне! Играл потрясающе. Потом спустя многие годы мы встретились с ним, пошли в баню, и выяснилось, что и он помнит этот джем, и я помню.

У меня всегда слюнки текут от пальцевой техники на гитаре, я-то играл медиатором. Нейджел Кеннеди замечательно играет на электроскрипке, почти как Хендрикс.

- Когда вы сможете играть на альте?

- Играть я буду! Ко мне замечательно отнеслись сочинские врачи. Говорят, если снять гипс, боли нет. Но я не пробовал. На фортепиано играть могу, а смычком - нет. К заключительной церемонии попробуем, а может быть, и на фестивале еще до закрытия буду снова играть.

Юрий Башмет

- Вы чувствуете, что находитесь на Олимпиаде, как вы в ней участвуете?

- Фонограммы открытия и закрытия Олимпиады записывались моим оркестром «Новая Россия». Правда, раскрыть секрет, какую музыку мы записали для закрытия, не могу, нельзя. Так что в Олимпиаде мы участвуем непременно! И как только найдется свободное от репетиций и концертов время, обязательно съезжу на какие-нибудь соревнования.

В любом деле есть черно-белая картинка, и есть раскрашенная. Всю жизнь мы должны устремляться к творчеству, чем бы мы ни занимались. Есть бабушка в Сочи, которая отказывает себе во всем и любимую кошечку посадила на диету, но накопила денег и купила абонемент на все концерты фестиваля. Это было в прошлом году, телевидение взяло у нее интервью перед Зимним театром, и я увидел. Надо ее найти, и подарить ей билеты, мы это сделаем.

Спорт и музыка взаимосвязаны так же, как все на Земле. Вступление «Я люблю вас Ольга» - знакомо всем, но ведь к квартете Шумана, который исполнялся вчера, есть такая же тема, а еще есть мелодия их фильма "Шербургские зонтики", и она тоже похожа... Есть нечто, что мы чувствуем одинаково. Что общего в ми-миноре "Зонтиков", до мажоре "Онегина" или си-бемоль мажоре Шумана? А мы так чувствуем! Я нашел для себя общее в этих темах, и почувствовал себя в олимпийском настроении. Надо хотеть радоваться жизни, хотеть быть хорошим человеком. Главное — желание.

Ростропович меня как-то поразил. Мне пришла в голову мелодия, я даже проснулся ночью из-за нее. А я не композитор, но успел добежать до рояля, - и запомнил. Год потом мучился, другим наигрывал — никто не мог сказать, что это за музыка. И на фестивале в Эвиане с дочкой Ростроповича и с ним после концерта мы остались в баре, я ему наиграл. Он схватился за голову, таким своим характерным жестом: "Ты сочинил Реквием Моцарта!" А мы год мучились. И вот что интересно, там всего нота отличалась от темы Реквиема... Мы все чувствуем одинаково! Если говорить о гимне Олимпиады, что в нем должно быть что-то трогательное в музыке, как улетающий олимпийский мишка, а не пафосное - ни в коем случае.

- В чем смысл жизни?

- Бессмысленно жить, если ты за все хочешь деньги получать. Женщины рожают и становятся мамами не из-за денег! Если ценишь себя - живешь не напрасно.

- Как случилось, что вы сломали руку?

- Сейчас все зафиксировано, и боли нет. Смычок я тоже могу взять в руку, но играть пока не рискую. Все замены в тех концертах, где я должен был играть на альте, были очень достойные, я горжусь теми музыкантами, которые сыграли за меня. Фестиваль у нас гигантский, больше 2-3 мероприятий в день. Надеюсь, сейчас с заменами все стабилизировалось, ситуация вроде бы выправилась. Это ужасное совпадение, что прямо перед фестивалем, будучи в Лондоне на открытии дней русской культуры, я сломал руку. Причем я даже не знал, что ее сломал — сначала было все нормально, потом уже начались боли. И сразу по прилету в Сочи я пошел в больницу - и мне говорят, что у меня сломана рука. А как все получилось? Я подскользнулся, и автоматически подставил руку, чтобы не разбиться. И вот так получилось - ничего не разбил, а рука сломана.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Юрий Башмет

Дмитрий Гринченко

Еще об этом