Актуальный джаз наступает: A`cappella ExpreSSS и Владимир ТАРАСОВ

В «Доме» легендарный барабанщик Владимир Тарасов презентовал бокс-офис из 11 аудиодисков и одного DVD – «полное собрание сочинений».

Системными эти события кажутся потому, что джазовые музыканты в нашей стране практически выключены из шоу-бизнеса в обычном понимании. Тот же Universal до сего дня держал на контракте только одного российского джазмена – Игоря Бутмана. Кстати, Бутман пришел на презентацию контракта в скромном свитерке и искренне, как мне показалось, радовался включению в большой шоу-бизнес еще одной джазовой величины. Бутман улыбался, вспоминал историю, как в Америке на одном из фестивалей он исполнял вместе с A`cappella ExpreSSS одну пьеску, и своим неподражаемым чувством юмора отчаянно веселил собравшуюся в офисе Universal журналистскую братию.

A`cappella ExpreSSS уже достаточно хорошо известна в мире вокального джаза. На международном конкурсе джазовых вокальных групп Vokal Total – 2003, который проходил в Австрии, вокальный секстет получил высшую награду – Гран-при «из рук» легендарного основателя Swingle Singers и стал обладателем премии Ward Swingle Award. A`cappella ExpreSSS была признана лучшей вокальной группой a\'cappella 2003 года. Кроме того, A`cappella ExpreSSS стала обладателем CARA Award в номинации «Лучший джазовый альбом» 2004 года.

A`cappella ExpreSSS

А широкой публике коллектив наверняка известен по совместной работе с Андреем Макаревичем. Именно их голоса звучат в двух лучших треках нового альбома Макаревича и Оркестра креольского танго «Песни Булата Окуджава» – «Молитва» и «Песенка о ночной Москве».

Не будет лишним упомянуть, что большая часть участников A`cappella ExpreSSS ранее пела в составе известной вокальной группы Cool & Jazzy. Альт Этери Бериашвили, один из неформальных лидеров джаз-хора, принимала активное участие в концертной и студийной работе в бэк-вокале Тамары Гвердцители, Эдиты Пьехи, Анжелики Варум, Леонида Агутина, Александра Иванова, Натальи Ветлицкой и других звезд.

Поют ребята действительно замечательно. Что они не замедлили продемонстрировать прямо на подписании контракта. Вместо ответов на вопросы секстет просто начинал петь. То «Подмосковные вечера», то песню «Битлз», то грузинскую песню… Вокальная группа имеет свой собственный творческий почерк, и в рамках джаза ей очевидно тесно. Блестяще синкопируя, артисты раскладывают мелодию на фейерверк выигрышных вокальных аттракционов. В результате синкопа становится не только коньком секстета, но отправной точкой для аранжировочных открытий. Конечно же, все аранжировки музыканты делают сами.

Отличие A`cappella ExpreSSS от широко известных Swingle Singers или российского «Хора Турецкого» заключается в отсутствии академического бэкграунда в подаче материала. Не академические вокалисты поют джазовые вариации. Все участники джаз-хора имеют вокально-джазовое образование и уж из мейнстрим-джаза и модерн-джаза идут в смежные поляны оперной классики, мюзиклов, народных песен. Отличие принципиальное и значимое.

Генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов не стал раскрывать детали подписанного с A`cappella ExpreSSS контракта. Однако понятно, что международный контракт подписан в расчете на выпуск дебютного альбома осенью 2006 года. Альбом под названием «Voice meSSSage» уже записан и сведен, более того, он уже издан самой группой и продавался некоторое время во многих джазовых клубах. В альбом вошли лучшие композиции из концертной программы 2003–2005 годов. Однако переиздание на Universal станет именно дебютным альбомом коллектива на международном рынке. Ранее все диски группа выпускала и распространяла сама.

В любом случае, факт подписания контракта с серьезной джазовой акапельной группой значит многое. Напомним, что в Universal нет как такового продюсерского или концертного отдела, который занимался бы административной поддержкой артистов – гастролями, презентациями и т.д. Однако свою помощь и покровительство руководитель мейджора музыкантам пообещал.

Не менее значимое в перспективе событие также связано с выпуском альбома, который «не ждали». Даже не альбома, а целого бокс-сета из дюжины дисков. Легендарный джазовый барабанщик Владимир Тарасов прежде всего известен нашим слушателям по трио ГТЧ (Ганелин – Тарасов – Чекасин). После распада трио в 1986 году каждый из его участников занялся сольной карьерой.

Тарасов окончательно обосновался в Литве. Однако из актуальной музыкальной жизни вовсе не выпал, продолжая ездить по всему миру с концертами. В дуэте с Andrew Cyrille он записал компакт-диск и сделал несколько крупных гастрольных туров по России, Канаде и США, неоднократно выступал в Butch Morris «Creative Music Orchestra», играл и записывался вместе с ROVA Saxophone Quartet, балтийским джазовым проектом Baltica-91, с проектом Christian Muthspiel «Octet Ost». Несколько лет назад Тарасов собрал под своим руководством новоджазовую «сборную» Литвы Lithuanian Art Orchestra.

Владимир Тарасов пишет музыку для театра и кино («Черный квадрат» и «Дон Жуан»). Он устраивает вместе со своими друзьями-художниками перформансы и музыкальные инсталляции – Documenta-9 (Kassel-92), Watermusic or Accident at the Museum (нью-йоркский Музей современного искусства в 1992-м и чикагский в 1993-м), Red Pavilion (на венецианском Биеннале-93), «ЛИКАНИ Сонорная инсталляция» (ЦДХ в 2004 году) и многие другие. Он выступает вместе с актуальными литераторами Дмитрием Александровичем Приговым, Андреем Битовым и др.

Давний друг Тарасова по московскому авангарду 80-х Илья Кабаков приобщил его к созданию звуковых инсталляций. В дальнейшем Тарасов писал музыку и ставил звук для многих знаменитых инсталляций Кабакова. В 1994 году Владимир создал первую собственную, под названием «Музыка воды», и с тех пор активно занимается синтезом звуковой и визуальной среды. В 2000 году Тарасов создал красивейший перформанс, обмотав восемь больших вильнюсских храмов разных конфессий рождественскими светящимися венками.

Все бы хорошо, но мы-то любим Тарасова прежде всего как музыканта. В России не выходило записей Тарасова чуть ли не с советских времен. Отдельные релизы завозили к нам из Америки и Литвы. «Длинные руки» издали перформанс «Пушкин в Нью-Йорке», с участием В. Волкова, А. Александрова, Ю. Парфенова и с голосом Андрея Битова. Однако сольных пластинок Тарасова нет как нет. А ведь почти 20 лет назад Владимир Тарасов начал выступать и записываться с сольными программами для ударных инструментов. Все они называются АТТО, что по-итальянски означает «действие». На сегодня вышло уже 11 АТТО.

Два года назад Николай Дмитриев, основатель Центра современного искусства «Дом» и лейбла «Длинные руки» (совместно с Сергеем Курехиным), предложил Тарасову переиздать все его альбомы в России. И началась кропотливая работа. Огромной невосполнимой потерей стала ранняя смерть Ника Дмитриева в апреле 2004 года. Более года работали дизайнер Николай Шток и его курс в Академии графического дизайна над оформлением обложек альбомов. И вот при помощи Фонда Форда на свет появился шикарно изданный бокс-сет – 11 альбомов с АТТО и DVD-диск с 22 видеоинсталляциями.

В феврале состоялась презентация полного собрания сольных работ Владимира Тарасова. «Я обожаю барабаны за то, что они единственный архаический инструмент. С них все началось. И мне радостно ощущать себя частью этого единого празвука», – говорит Тарасов. Аннотации к альбому написали Илья Кабаков, Владимир Мартынов и Николай Дмитриев. «Я долго связан с Россией, с Москвой, джазовой студией «Москворечье». И очень рад, что такой бокс появился именно в России. А теперь я пойду и лучше поиграю», – тихо произносит седовласый маэстро и идет к барабанам.

Барабанная установка покрыта одеялом, как в те давние архангельские времена, когда Тарасову приходилось закрывать инструмент одеялом, репетируя дома, чтобы не потревожить соседей. Он начинает играть сквозь одеяло, потом стягивает его, потом вновь шуршит им по мембране. Барабанщик Тарасов не играет доли и триоли. Он играет ритм жизни живого организма, биение живого сердца. Жизнь развивается в причудливых формах, она истончается и вновь бурлит. Пульсирует и вновь затихает.

Иной раз это совсем неведомые формы жизни. Невербальная архаика пробивается сквозь паутину времени – то угрожающе завывая, то жалобно скуля. При этом Тарасов совсем не пользуется никакими дополнительными приспособлениями или сэмплерами.

Он музыкант умный. И мыслит в своей особенной логике. Порою Тарасов кажется настройщиком. Настройщиком магии для театра жизни. «Вы хотите магии? Она есть у меня», – будто ведет диалог Тарасов и показывает магию. Просто. Еще проще.

Палочками. Щеточками. Пальчиками.

Просто жизнь. Никаких барабанов.

Мы чествуем легенды и подписываем контракты с новыми джазовыми надеждами. Актуальный джаз наступает. Более того, он кажется живее всех живых.

Гуру КЕН, для газеты "Взгляд"

Еще об этом