ОБЕРМАНЕКЕН как летучий голландец античного русского рока

Если вы спросите, почему ветреная девка популярности не легла под милых, интеллигентных для рок-загона молодых людей, поющих мелодичные осмысленные песенки, я промолчу. Молчание станет самым куртуазным ответом, достойных этих изысканных молодых людей.

Нынче они вовсе не молоды, но по-прежнему преисполнены уверенности в своей неотразимости и куртуазности. Помните у Оскара Уайльда красавца, продавшего душу дьяволу за возможность не стареть? Вот так иногда потребность не стареть вызвана желанием петь те песни, которые милы и идут растущему молодому организму, однако совершенно неадекватны зрелому вменяемому человеку. Желание петь любимые песни может заставить кинуться за пудрой и румянами, записаться в институт пластической хирургии, или хотя бы сделать липосакцию верхних век.

Гипертоники юношеских порывов вшивают золотые нити в лицо, подрезают подряхлевшие голосовые связки и пьют сорокаградусный валокордин. Люди в белых халатах разводят руками и берут с них много денег за вредность. Зеркальные полы отражают их внешность, и они не любят зеркальные полы. Слова песен отражают состояние их разума, и они не любят вдумываться в слова.

«Оберманекен» относится к этим динозаврам. За многие годы своего эстетского существования группа то проявлялась яркими мазками на концертной палитре Москвы, то исчезала без паролей и явок. Летучий голландец. Идешь теперь на их концерт, и не знаешь, как относиться к звукоизвлечениям этих мастодонтов. Плакать или смеяться, деликатнее или прочувствованнее. Сложное отношение к каждому нюансу, напряженность во взглядах публики. Сложно петь, если каждый из присутствующих держал лет пятнадцать назад в руках аудио-кассету с расплывчатой надписью «Оберманекен» и имел какую-то точку зрения на эти романтичные сплетения слов и нарочито небрежные аккорды. Публика изменилась, а изменился ли «Оберманекен»?

Вот «Пикник» решил для себя эту дилемму по-византийски. Он нашел такое течение в современном роке, которое наиболее вписывалось в его иероглифические туманности, да и залил современное вино в свои мшистые меха. Получился фиолетово-черный коктейль на приличной барной стойке. Рекомендуется к употреблению.

Захарищев фон Брауш пошел своим ребристым путем. Он выпустил альбом «Магнетизм», совершенно не вписывающийся ни в какие форматы и течения. Альбом, обозначающий наличие крепких традиций существования такой вот группы – «Оберманекен», и да плачьте ничего не знающие о ней. Плачьте, ибо мир ваш убог и тесен. Однако никто не заплакал, и непросветленный народ российский ничего даже не узнал про такой замечательный альбом такой оригинально-традиционной группы. Уютно ему там, в теснине быта.

И тут началось самое интересное. Казалось бы, не идет Магомет к горе... Но нет, у наших ведь собственная гордость. «Оберманекен» продолжил играть редкие концерты. Ничуть не изменяя своим декларированным много раз принципам. Не хотят слушать - и не надо. Позиция гордого отшельника в пучине пошлой майи, в башне неслоновой кости на глиняных ногах. Не пошел к народу гордый «Оберманекен».

Повесть о том, как поссорились отцы-основатели Анжей Захарищев фон Брауш и Евгений Калачев, описана уже предусмотрительным Гоголем. Должны они были вновь гордо сойтись на недавнем концерте в «Клубе на Брестской», да не сошлись по неафишируемым причинам. Был я на том концерте, и мне по усам текло, да в рот не попало. Нынешняя программа группы действительно не имеет никакого шанса на сколько-нибудь массовое признание. Более того, этого не хочет сам лидер группы.

Он с удовольствием повторяет между песнями речевки восьмидесятых годов: «Я не вижу ваши руки!», но не готов элементарно распеваться перед концертом. Самые мелодичные песни снабжены неадекватными политизированными текстами, и каждый этот текст Бауш еще и перефразирует совсем неуместными воззваниями к олигархам и спонсорам. По Фрейду, понятно, что человек алчет денег от спонсоров, но давать такому подозрительному оратору денег решительно невозможно.

Зато у «Оберманекена» есть два увесистых плюса. Захарищев фон Брауш сочиняет все-таки иногда действительно красивые песни. И ценность бренда под названием «Оберманекен» по-прежнему велика в глазах программных директоров радиостанций. Сделай душевную песню, принеси Козыреву на «Наше радио», и дай наконец возможность слушателю любить тебя за твои же достоинства. Перепрограммируй летучего голландца античности на крепкого профи куртуазности, и будет тебе сверхчеловек искомой сверхманекеновой наружности.

Море волнуется р-раз. Море волнуется д-два. Море волнуется...

Гуру Кен

Еще об этом