Аллу не догонят

Вообще-то ничего не предвещало триумфа. В день концерта интернет-сайты суетливо бубнили о том, что билеты на Пугачеву, дескать, не особенно-то и продаются. Последние сольные концерты вблизи Москвы Алла Борисовна проводила несколько лет назад в Подмосковье, и прошли они довольно спорно, и уж точно унизительно безрезонансно.

Поговаривали, что голоса у Примадонны вследствие возлияний и обильного курения не осталось вовсе. Некоторое время назад она распустила свой легендарный ансамбль «Рецитал»: нет концертов, так чего платить зарплату? И по большому счету выпендреж с «прощанием» по всем 15 столицам бывших соцреспублик выглядел для людей, равнодушно относящихся к современной русскоязычной песне, довольно омерзительно. Старушка поехала подзаработать — примерно таким был тон постов в блогосфере.

В профессиональной среде картинка была немного иной. Вокальную мощь Пугачевой под сомнение никто не ставит, но за ее верхний регистр, как раз из-за круглосуточного курения, опасений было предостаточно. Репертуар Пугачевой в последние годы стал довольно неровным, и за яркими удачами — «Опять метель» цветущего таланта К. Меладзе и «Приглашение на закат» И. Крутого — следовали пустышки вроде «Любовь как состояние». К тому же Пугачева на своей «прощальной» пресс-конференции выразилась предельно подозрительно о тех песнях, которые собирается спеть: «Те, что мне дороги, но не старые, потому что не люблю вспоминать старые песни».

В жизни вышло всё иначе. Переполненный Кремлевский дворец. Почти целиком живой звук, сильно обрезанный по частотам, согласно традициям отечественного телевидения — даже если показывают убого, всё равно требуют зрителя с купленным билетом оставаться в самом дурацком положении. А снимает это РТР, и обещает показать почему-то именно в тот вечер, когда сама Пугачева будет выступать с друзьями в «Лужниках».

Алла Пугачева
Переполненный Кремлевский дворец

Декорацию сделал, по обыкновению, Борис Краснов. И сделал ярко и выразительно — некое круглое солнце, символизирующее силу притяжения Пугачевой, оно же крутящийся блин, внутри которого другой крутящийся круг со сменным реквизитом. По всем этим кругам-уступам ходит певица, а за ней экраны — изображение начинается с них, а продолжается на кругах. Иногда получается ослепительно красиво — водопады льются с горных вершин и разбиваются прямо у ног Аллы Борисовны.

Но самое яркое впечатление — это, конечно, сама Пугачева. У нее есть свой внутренний камертон, спектакль «Избранное» 1998 года. Но сейчас от нее ждали прощания, the best, а получили…

А получили довольно спорный сет-лист, часть которого стоило безболезненно и даже с пользой ампутировать, а вот многого явно недостает. Разве так прощаются? Где золотой фонд песен Раймонда Паулса? Их всего семь, но каждая стала эталоном эстрадного искусства и просто сумасшедшим хитом.

Сет-лист отобран своеобразно: очень много песен из последнего периода, одна совершенно новая и остальное понадергано отовсюду. Какое же это прощание? Это больше похоже на запоздалую презентацию последнего альбома «Приглашение на закат», только без исполнения заглавной песни.

Алла Пугачева
Это больше похоже на запоздалую презентацию последнего альбома «Приглашение на закат», только без исполнения заглавной песни

Сама Пугачева поет отнюдь не по-пенсионному. Нечего жалеть о ее верхнем регистре — она подает высокие ноты агрессивно и звонко, чего от нее никак нельзя было ожидать. Да, обойтись без фонограммы у нее не получилось — все-таки прозвучал полный «плюс» сразу в нескольких песнях, и наложения живого голоса на собственный фонограммный тоже оказались востребованы. «Для мощИ», как это формулирует Примадонна.

«Позови меня с собой» с 1998 года так и не находит нового живого прочтения — эту фонограмму Пугачева обычно использует для того, чтобы пройтись по залу и собрать цветы. И начала концерт АБП почему-то с полностью фанерной «Я пою». Но потом дело пошло веселее и голос Пугачевой стал ощутимо живым и полноценным.

И очень скоро становится понятно, что все 7 тысяч зрителей Кремля стали свидетелями уникального концерта. С хиханьками да хаханьками Алла Борисовна показала целую галерею женских характеров и судеб, да вполноги, безо всяких ажитаций. Приподняла плечо, сверкнула глазом — и вот одна женщина. Присела на декорацию, вытянула ноги — уж совсем другая. И музыканты «Рецитала» играют, и сбоку шесть бэк-вокалистов подпевают. А Пугачева усядется на приступок, склонит характерно голову — и не понимаешь уже, где встречал-то такую же точно пухлую бабенцию — в Подмосковье ли, в Свердловске или где-то на турецком курорте, жарко разомлевшую после пары халявных «дринков»…

Алла Пугачева
А Пугачева усядется на приступок, склонит характерно голову...

Под «Любовь» на экране потекли слайды фотосессий разных лет. И каждый снимок — как глава истории эстрады. В одном узнается вся Стоцкая, в другом — вся Вайкуле, в третьем — Мадонна, а потом Варум, а потом Минелли, а потом Буланова и даже Галкин… И каждый из них — целая жизнь какого-то артиста, и каждый — просто всего-то один из образов Пугачевой. А она — всё сразу и ничто в отдельности. Она — актриса.

Она использует реквизит. «Позвонила» на «Речной трамвайчик» и пошла по уступам к столику. Надела розовую накидку, расположилась на софе в истории «Ресниц». Отшатнулась от анимированных человечков, бранящихся: «Что вы себе позволяете?» И запела самую, пожалуй, старинную в этой программе и самую выстраданную — «Люди, люди» (1981 года). Посреди песни успела поерничать: «Зачем словами жечь меня?» И тут же надела кокетливую шляпку-таблетку. И спела премьеру песни со словами «Ты моя любовь последняя» — у Пугачевой внутренняя логика повествования безупречна и выверенна. Любовь вызывающая, любовь последняя, любовь-дура, любовь умирающая — все страстные оттенки блистают в этой жизненности и витальной энергии самой Пугачевой. И это уход со сцены?..

Алла Пугачева
Любовь вызывающая, любовь последняя, любовь-дура, любовь умирающая — все страстные оттенки блистают в этой жизненности и витальной энергии самой Пугачевой

Пугачева настолько свободна в своей экзистенции, что позволяет «объекту» самопародийно подшучивать над «субъектом», в «Тысяче лет» она пальчиком грозит ВИП-зоне: «Тысячи лет мне оказалось мало!» А потом берется за «Зону отчуждения», и тут на сцену является коренастое раскидистое дерево в духе полотен старых голландских пейзажистов, а сама Пугачева — словно Сталкер из одноименного фильма Тарковского.

«Айсберг» оживает, заново перепетый, и в финале речитативом звучит размыслительное: «Кто ты, горе или радость?» И уже недолго до кабареточного стандарта «Возвращение» (единственной прозвучавшей песни Паулса), где сначала играются пьяные обиды («Ну что ты на меня уставился? Хорошенькая? Мальчишки хвалили… Завтра поговорим!»), а потом мигом льются слезы раскаяния («Ну прости меня, сама не знаю, что говорю»). Соскользнуть в ходульность «Мадам Брошкиной» легко, но нынешняя Пугачева в нее не соскальзывает.

И самой «Брошкиной» в сет-листе нет, кооперативная вампука не в духе времени. А Пугачева остро чувствует этот дух. Она пускается в шансоновый двухдольный пляс, и «Первое слово» тут как антикризисный борщ для офисного планктона.

— Я вас всех приглашаю на свое столетие!

— Молодец, Аллуся! — умильно кричат ей в ответ дебелые бухгалтерши с крашенными хной волосами.

Куда ж без них? «Мы же выросли на этих песнях», — добродушно лыбятся они потом, после концерта, и немедленно переходят к обсуждению рецептов варки борща…

… Теперь пора и голос показать. «Свеча горела» — какой резкий контраст с шансоном, но диапазон от пронзительных верхов к басовитому «горела-а-а…» завораживает гипнотически. И сеанс гипноза продолжается. Под «Дай нам, Боже, быть мудрее и сильнее быть» Пугачева делает недвусмысленные пассы руками, словно вытягивая из зала дурную энергию прочь.

— Вот это счастье! — говорит Примадонна, увидев вставший перед ней зал. — Если вы встали, стойте! Дайте мне запечатлеть это на всю жизнь.

Алла Пугачева
Борис Краснов выстроил копию загородного дома Пугачевой

И зал стоит все бисы. Стоит на «Примадонне», когда на сцену приземляется копия загородного дома Пугачевой с витыми вензелями АБП. Стоит на заключительной «Я улетаю», смотрит, как, презрев все многочисленные букеты, Пугачева поднимается по загогулине Краснова всё выше и выше, поднимается по лестнице на самый верх. И, как барон Мюнхгаузен, скрывается в облаках.

У Пугачевой получилось фантастическое двухчасовое шоу. Ну кто — положив руку на сердце — ожидал от нее такой роскоши человеческого общения?

«Нас не догонят»… Какую же едкую шутку выдумали Пугачева и Ротару. Они уже скрываются в облаках, а ничего равного им всё никак не приходит. Что же за времена такие?..

Гуру КЕН, для издания "Частный корреспондент"
Фото - Лилия ШАРЛОВСКАЯ, МК

Комментарии

Вадим, вы

Вадим, вы должно быть помните, что Пугачеву называли "голос советской торговли"?. К чему бы это? Юля.

И Больше такой

И Больше такой как она не будет! Это актриса отражает нас всех, со всеми плюсами и минусами.

-..." Как

-..." Как заставить стадо баранов придти на концерт одной старой облезлой овцы"? - "Надо напирать на эксклюзив: сказать, что овца, сославшись на старость, собирается совсем перестать блеять"...

едко.

едко. круть bezobraz

Как и Вас звать

Как и Вас звать НИКАК. Оскорблять ума не надо, а вот творить (ТВОРЧЕСТВО), как ПРИМАДОННА у Вас ума нет и никогда не будет, а у ПРИМАДОНОЙ и в 96 лет будет хватать УМА ПОКАЗАТЬ СВОЕ ТВОРЧЕСТВО на сцене- это утверждаю Я - Илья Николаевич ПРОДАН. Т. 8-903-585-16-31.

Владимир

Владимир Зельдин в возрасте 96 лет показал, что ТАЛАНТ не имеет возраст, я лично слушал в зале, когда он пел песню и он рассказал о следующих творческих проектах. Поэтому я уверен, что ПРИМАДОННА, Алла Борисовна, в рассвете ТВОРЧЕСКИХ СИЛ, тем более она востребована на любой сцене мира. С уважением Илья Николаевич ПРОДАН. Т. 8-903-16-31. Э/почта [email protected]

Владимир

Владимир Зельдин в возрасте 96 лет показал, что ТАЛАНТ не имеет возраст, я лично слушал в зале, когда он пел песню и он рассказал о следующих творческих проектах. Поэтому я уверен, что ПРИМАДОННА, Алла Борисовна, в рассвете ТВОРЧЕСКИХ СИЛ, тем более она востребована на любой сцене мира. С уважением Илья Николаевич ПРОДАН. Т. 8-903-16-31. Э/почта [email protected]

И не нада

И не нада больше такой))))))))))

Предложите Вы

Предложите Вы себя и тогда будет видно, где Вы, а где ПРИМАДОННА))))))))))))

Да как только

Да как только Аллу не называли! А она уходит от всех формулировок, не помещается во все узкие клише, которые на нее навешивают. Она разная, но всегда узнаваемая. просто великая. Гуру Кен.

Алла была бы

Алла была бы великой, если бы не окружила себя всякой шушерой и если бы у нее были ученики. А то кажется, что вокруг нее кислород выкачан. Все интересное, что появляется в шоу-бизнесе с ней не пересекается. Юля.

Согласна с

Согласна с Вами хотя она Алла по возрасту мне и бабушка- но ОНА действительно ВЕЛИКАЯ ПЕВИЦА нет таких больше в России....

Я тоже согласен

Я тоже согласен с Вами, она не только ВЕЛИКАЯ ПЕВИЦА, ОНА ЯРКАЯ МИРОВАЯ ЗВЕЗДА, она была, есть и будет востребована на любой сцене мира на всю оставшуюся жизнь. Я считаю, что в ее честь и о ее творчестве песня должно звучать на ВЕКА. С уважением подпись Илья Николаевич ПРОДАН. Т,8-903-585-16-31. Город Видное Э/почта [email protected]

Вадим, кто-то

Вадим, кто-то написал глупость про советской торговли, то есть, черная завесь. Алла Борисовна Пугачева наша РОССИЙСКАЯ ПРИМАДОННА и ЗОЛОТОЙ ГОЛОС РОССИИ НАВСЕГДА. С уважением подпись Илья Николаевич ПРОДАН. Т. 8-903-585-16-31. Э/почта. [email protected]

Прочитал ,

Прочитал , интересно...но слишком словестно-вывернуто, получилось и критика и ода ЕЙ... наверное так и нужно...Но это ж все таки наша Алла Пугачева...и говорила она что устала от ответственности...а Вы опять все усложняете...Вообщем МОЛОДЕЦ ОНА ..

ДА! Можно много

ДА! Можно много чего написать негативного про Аллу Пугачеву и в принципе про её соратницу Софию Ротару, но не признать то, что они единственные в нашем постсоветском пространстве настоящие звезды - просто невозможно, харизматичность двух дам которым уже за 60-т не поддается сомнению - увы, как не печально, но в современной эстраде таких уже нет, и конечно уже никогда не будет . . .

...времена

...времена бесплодно-пустоцветные...не из кого или/и не для кого "рождать" пугачёво-ротар??.. Я очень люблю Аллу..и Софочку то же..Первая мне лично как ни один артист наш или "их" так жить помогает..просто, без пафоса..помогает жить.. на счёт фантастичности этого шоу..я его вконта..е смотрел..выводы делайте)) свет чувствуется, звук..? .................у с т а л а Алла...........пережимать иссякшую педаль..................вот смотрю и думаю: на сколько же большие, ответственные, последовательные, добросовестные, честные артисты заложники роли...любви..??......... плэй-лист 26 песен: ну кто скажет замысел какой был? В последовательности, в выборе их вообще..? Может и образы разных женчин..я так сначала подумал, что это все Аллины любови и увлечения ..в хронологическом порядке..? потом что-то раздумал так думать...Большинство конечно хорошо..а вот "галкинская эпоха..влияние"..ну не знаю.. Всё равно: Алла - М А Л А Д Е Ц !!! и вообще: может ли Пугачёва петь пустышки?

а как

а как назвала-то концерт: СНЫ О ЛЮБВИ..всё это пригрезилось..сны..."была ли жизнь..была ли любовь.." любовь и её плоды-единственный "сухой остаток" жизни, которой останется.

Нас не догонят

Нас не догонят -это не едкая шутка - это правда. Алла Борисовна была, есть и будет желанной на любой сцене мира. Алла Борисовна ЗОЛОТОЙ ГОЛОС РОССИИ, она наша единственная ПРИМАДОННА РОССИИ, ОНА ЯРКАЯ ЗВЕЗДА, ОНА БЫЛА и ЕСТЬ КРАСАВИЦА РОССИИ и она востребована, ещё раз подчеркиваю, на любой сцене мира на всю оставшуюся жизнь. С уважением подпись Илья Николаевич ПРОДАН. Т.8-903-585-16-31. Город Видное Московская область

Алла Борисовна

Алла Борисовна Пугачева, заслужила творческую НАГРАДУ от всех Президентов РОССИИ - Горбачева, Ельцина, Путина, Медведева и даже Генсека КПСС СССР Л.И. Брежнева. Более того, в РОССИИ все РОССИЯНЕ с любовью называют Аллу Борисовну - ПРИМАДОННОЙ и все это она заслужила своим трудом до 7 пота, а ее труд всегда с восторгом оценивает зритель, когда зал в прямом смысле взрывается, все кричат БРАВО, БИС. С уважением подпись Илья Николаевич ПРОДАН. Т, 8-903-585-16-31. Город Видное, Московская область. Э/почта [email protected]

Еще об этом