Сольный концерт Елены Ваенги прошел в рамках фестиваля «Славянский базар в Витебске», и собрал аншлаг в Летнем Амфитеатре. Феномен Ваенги впору изучать культурологам – все за несколько лет без медийной поддержки эта певица прошла путь от малоизвестной театральной актрисы к статусу одной из самых популярных певиц страны и успешнейшего гастролера.
Ваенга работает на стыке поп-музыки, русского романса и русской народной музыки – иногда скатываясь к шансону, но чаще промышляя непритязательной в музыкальном отношении поп-музыкой с ярко выраженной русской мелодикой и невероятно искренной подачей.
Ваенга работает на стыке поп-музыки, русского романса и русской народной музыки
Подача Ваенги – особый жанр, это актерское исполнение романса, но в рамках большого эстрадного состава. Отчего Ваенга, безусловно, заступает на территорию Надежды Бабкиной, но сама наследует скорее романсовую природу Жанны Бичевской и театр песни Аллы Пугачевой.
В прошлом году Ваенга с огромным успехом выступила на «Славянском базаре», поэтому сразу после «Гуцулочки» с отчетливо балканским привкусом, благодаря зажигательной духовой секции из трубы и тромбона, вспомнила об этом.
- Многим эти слова могут показаться пустыми словами. Но мне всегда есть, что сказать, иногда даже слишком. И я хочу сказать просто - я очень рада, что вернулась в Витебск на «Славянский базар», словно и года не было. Кажется, что те же люди пришли на концерт!
Ваенга вышла в длинном черно-белом узорчатом платье, она бьет низкие поклоны в землю. Поклоны – своему зрителю. Состав весьма расширенный – баян, клавиши, две гитары, двое духовиков, барабаны, перкуссия, бас и три красавицы на бэк-вокале.
На «Оловянном Сердце» становится заметно, как выросла Ваенга в отношении работы с залом. Она то и дело обращается к разным секторам зала, не забывая ни одного. При этом то и дело переходит на дальние (самый конец зрительного зала) и близкие (смотрит в пространство не далее пары метров от себя) планы.
После романса на русским распеве «Калина» с солирующим баяном и вокальным соло одной из бэк-вокалисток Алены Петровской Елена Ваенга признается:
- Если бы не было Петровской с ее любовью к народным песням! Мне аж завидно стало, и я сочинила песню, чтобы мы с ней вместе пели.
Интересно наблюдать за принципиально босоногой певицей. «Не бывает радости без слез, - поет Ваенга. – Не бывает дыма без огня». Ваенга свойственны размашистые жесты. «А раньше надо было думать мне!» - энергично стучит она себя по лбу, на коде встает на колени…
Пошли зрители с цветами, дарят луговые. «Вообще рвать запрещенные цветы - это плохо, очень плохо! Но мне так приятно! – улыбается Ваенга. – Но в следующий не дарите мне эти цветы, а принесите их нарисованными!»
Кстати, улыбается Ваенга очень редко, чем кардинально отличается от среднестатистических поп-певиц. Она поет на нерве, на эмоции – тут не до глянцевых улыбок. Она рассказывает истории, это гораздо важнее. Скажем, «Девочка».
- Эту песню я всегда посвящаю мужчинам, особенно тем, у кого есть дочери, и нам, девочкам, в назидание! Порою кажется, что Ваенга сознательно вводит себя в транс. И ничего не существует в момент исполнения, кроме Вселенной песни. «Не плачь девочка, не плачь!» - с силой рубит она рукой по воздуху. И стремительно идет в зал. Женщина лет пятидесяти вручает ей букет, и неожиданно страстно целует и обнимает Ваенгу.
- Надо бы сделать мостик от сцены к верхнему ярусу! – замечает певица, и запевает вдруг: «Следить буду строго, мне видно все, ты так и знай!» Импровизацию тут же с легкостью подхватывают музыканты и бэк-вокалистки.
Конферансье – а Ваенга совершенно старомодно таскает с собой по городам и весям самого настоящего питерского конферансье – оговаривается про «фанатов». Ваенга тут же взвивается, и поправляет конферансье, и видно, насколько это для нее важно:
- Я исполнитель, и я пою для вас. Мне важно, что вы любите мои песни! Немножко и меня, наверное, но главное – мои песни. Вы - слушатели, поклонники и зрители. Фанаты – это не про нас!
«Я видела города, читала отрывки стран» - эту песню «Города» Ваенга посвящает своему малой родине Североморску, откуда родом, посвящает маме и папе. Делает пассы руками – длинными резкими движениями - от сердца, от губ, сменяя сильными ударами, акцентирующими содержание песни.
После двух песен на белорусском, исполненных бэк-вокалистками (две из них – из белорусского города Могилев), Ваенга появляется с поп-боевиком «Где была» в духе Надежды Бабкиной и продолжает песней казаков Южного Дона в разудалой аранжировке.
То и дело в череду бойких поп-хитов Ваенга вклинивает щемящие романсы в полуакустике – под рояль, акустическую гитару, аккуратную перкуссию. «Шопен», «Снег» - она поет их блистательно, умело выдерживая драматические паузы, и при необходимости переводя свой низкий голос в верхние регистры с полной поддержкой оркестра. Любопытно, что партии рояля в этих «медляках» почти всегда неоригинальные – то из классиков что-то пристроено, то чуть ли не из Паулса. Ваенга ходит по сцене влево-вправо, отвернувшись от зала, садится на пол, проживает историю от начала до конца, бескомпромиссно.
А эти ее выходы в зал? «Тайга», «Девочка», «Танец на барабане» (новая жизнь песни Паулса и Вознесенского, когда-то исполнявшаяся Николаем Гнатюком), «Кони» - на них Ванга босоного шлепает по бетонным лестницам Летнего Амфитеатра, поет глаза в глаза с выбранным ею зрителем, принимает многочисленные цветы, касается протянутых рук, шепчется с плачущими поклонницами, встречает друзей.
Ванга босоного шлепает по бетонным лестницам Летнего Амфитеатра, поет глаза в глаза с выбранным ею зрителем, принимает многочисленные цветы, касается протянутых рук, шепчется с плачущими поклонницами, встречает друзей
«Ой, горе мне!» - и певица от тихого романса перепрыгивает к драматическому надрывному плачу. Села на сцену, и поет, упершись взглядом в пол. Умеет держать паузу. И снова стоит провести очевидную параллель с Пугачевой. Мы видим на главном хите Ваенги «Курю» чрезвычайно экспансивную жестикуляцию, Ваенга поет по-актерски, едва ли совсем по-пугачевски. Даже жесты те же! «Ох, если бы ты знал…» и - руки к груди и нарочитое сглатывание. Труба акцентирует хуки, и хитовость материала не вызывает никаких сомнений.
В оркестровой подаче, несмотря на классическое музыкальное образование, Ваенга предпочитает нарочитую однообразность. В «Золотой рыбке» робко проглядывает латино, но в подавляющем большинстве певица довольствуется скупым однотитипным аккомпанементом в духе припопсованного шансона. Духовая секция и баян никак не обогащают саунд, скорее служат способом акцентировки основной мелодии. Здесь снова можно указать на явную параллель с поздней Пугачевой. Главный и самодовлеющий герой ее песен – она сама. Ее актерское нутро, ее фантастическая органика и живой голос. Романс «Белая птица», например, задуман и исполнен с развитием, кульминацией и сбросами в отчаяние. Ваенга умеет рассказывать истории, как исповедь. Когда невозможно не поверить тому, о чем рассказывает-исповедуется Ваенга. Сдерживая слезы сама, и вызывая слезы – у зрителей.
Ваенга умеет рассказывать истории, как исповедь
После серии военных песен Ваенга взяла ернический тон. «Принцесса» спета жестко, аффектированно – как это любит делать Диана Арбенина, и даже это раскатистое «р-р-р» легко узнаваемо. А завершила Ваенга свой сет из 29 песен душеподъемной балладой «Не забывай», поставившей жирную запятую, как положено большому артисту.
Совершенно очевидно, что Елена Ваенга выросла в удивительную по масштабам звезду – давно переросла узкожанровые шансон и романс, и стремительно идет к тому, чтобы стать наследницей Аллы Пугачевой – трон-то освободился… Таланта и воли ей не занимать. В ее песнях, как когда-то было у Пугачевой, простая российская женщина узнала себя – до мелких черточек, до страсти и самозабвения. Возможно, если бы ТВ не игнорировало Ваенгу, получило бы мощный рост собственных рейтингов и всероссийскую любовь к новой суперзвезде.
Но Ваенга идет по этому пути сама, отчего он столь извилист. И уже очень близка к вершине.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Еще фото:
Елена Ваенга
Елена Ваенга
Комментарии
Была на этом
Опубликовано пользователем OLA
Полностью
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
она курит
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
песни
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Была на этом
Опубликовано пользователем OLA
Статья
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Искренность,
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Совершенно с
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Не поверите, но
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Ну почему же не
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
ЛЕНА!!! Ты была в
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
ЛЕНА!!! Ты была в
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Аплодисменты
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Единственное, с
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
У меня такое
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
хорошая статья.
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Для ценителей
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Ваенгу нельзя
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Не стоит её
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
была пугачева
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Уважаемые
Опубликовано пользователем ssshome
Пародия в
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
У ЕЛЕНЫ ВАЕНГИ
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
А я у неё на
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
МНЕ-Б такую
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)