«Сплин» - «Сигнал из космоса»

«Сплин» за полтора десятка лет своего существования прошёл путь от романтичного светлого хитописательства «Гранатового альбома» (1998) к тяжеловесному нервному сочинительству «Раздвоения личности» (2007).

CD. Navigator Records, 2009

От первоначального состава остался только Александр Васильев собственной лидерской персоной, определяющий в звучании тотально всё.

Перед выходом прошлого альбома у Васильева родился сын. Так что новый альбом «Сигнал из космоса» не мог не стать космогонией на тему «Я и ребёнок» (с лёгкостью трансформирующейся в «Я и космос»).

«Сплин» - «Сигнал из космоса»
«Сплин» - «Сигнал из космоса»

Как всегда, Васильев ироничен и философичен. Как никогда, Васильев стабилен в точке отсчёта. Легковесные размышления о том, ради чего появляются на свет новые люди ( «Людям так нравится делать новых людей» из альбома «Новые люди» 2003 года), стали выпуклее и масштабнее: «Любая жизнь, давно закончившая путь, начнётся заново» (песня «Добро пожаловать!»). Две большие разницы!

Ребёнок вдруг становится сквозной линией альбома. «Дыши легко!.. Ты навсегда останешься со мной», — обращается к нему Васильев («Дыши легко»). «Сын растёт так быстро», — мотивирует свои возрастные изменения («Больше никакого рок-н-ролла»). «Я иду домой!» — обнадёживает родных («Вниз головой»). «Хорошо, что ребёнок в соседней комнате спал в постели!», — бережёт от своих гамлетовских раздвоений («Человек не спал»). «Скоро родится на свет человек, он подрастёт и построит ковчег», — проецирует в будущее («Ковчег»). И т.д. и т.п.

Ребёнок становится для Васильева той незыблемой и неоспоримой отправной точкой, от которой скачут вверх-вниз воздушными шариками его фантазии, сомнения, видения, сплины, истерики. Центр Вселенной найден.

Трек-лист «Сплин» - «Сигнал из космоса»:
1 Настройка звука
2 Дыши легко
3Добро пожаловать!
4 Больше никакого рок-н-ролла
5Вниз головой
6 Чердак
7Зеленая песня
8 Камень
93007
10 Без тормозов
11Корабль ждет!
12 Человек не спал
13Ковчег
14 Выпусти меня отсюда
15 Письмо
16 Все так странно
17Вальс
18 До встречи

Теперь можно перекликаться. С «Крематорием», который «катится камень с горы» воспринимал как метафору быстрого течения времени, а Васильев — как движение прочь от скуки бытия, проводящее к взрыву: «Мне здесь так тесно, мне здесь так душно!» («Камень»).

С БГ, который то и дело обсмеивает псевдобуддистскую риторику, скажем: «Как мне жить, если с аурами что-то не то» («Шумелка» из «Беспечного русского бродяги»), а Васильев резонирует: «Реинкарнация возможна, надо только проплатить до 19:00» («Корабль ждёт!»). Перекликается с самим собой времён «Альтависты» (1999) — тогда «Сумасшедший автобус идёт домой», теперь — «Я иду домой. Вниз головой!».

Значительно облегчился саунд «Сплина». Не осталось и следа от грузящего фуззами беспокойства лирического героя предыдущего альбома.

Теперь — масса мажорных гармоний, городской романс, русский рок во всей красе. От фирменного брит-попа остались рожки да ножки. Шуточные песни перемежаются исповедально-шутливыми. Вальсики, рок-баллады, детский хор, скрипичные квартеты, воодушевляющая помпезная труба Романа Парыгина почти в духе сегодняшней «Машины времени»…

«Сигнал из космоса» обнадёживает. Есть ещё порох в пороховницах у Васильева, у каждого уважающего себя рокера должен быть свой детский альбом. Если в процессе родились бы полноценные хиты, убедительности только прибавилось бы.

Оценка: 8 из 10

Гуру КЕН, для издания "Частный корреспондент"

Комментарии

Несколько

Несколько вопросов и один парадокс. 1.Альбом качественный?..ДА! Музыка качественная?..ДА! Поэзия качественная?(если можно вообще так оценивать произведения искусства) ДА! Слушаешь с проникновением?(Но только если честно не взирая на прошлые заслуги) НЕТ!!! Вроде бы и музыка сама по себе хороша(есть в ней музыкальная самостоятельность) и стихи цепляющие, но вот НЕТ в этом синтезе ГАРМОНИИ, они как бы существуют в разных пространствах абсолютно обособленно друг от друга. Этот альбом как-бы очередной обнародованный эксперимент "новой группы" ,со старым названием, которая движется вперёд, которая ищет себя в новом составе,в новом времени в своей новой биографии, это и хорошо и плохо одновременно. Это не Сплин это "Новая группа" и это было ясно уже где-то с "Реверсивной хроники...", а кому-то и раньше. А если оттолкнуться от детской темы заданной автором статьи (Гуру Кеном для издания "Частный корреспондент" http://www.guruken.ru/reviews/Splin-Signal-iz-kosmosa) то это своеобразное прощание Васильева со своим детищем (т.е. ребёнком здесь можно считать не живое существо, а его прообраз группу "Сплин") отсюда столь апокалипсические стихи и гармонии... "Летим высоко над землёй Идём где-то вровень с землёй Лежим глубоко под землёй. Спи дитя моё..." Желаю "Новой группе" найти себя и своё место...непременно будем следить за её развитием... P.S." Всадник замер, замер всадник реке стало тесно в русле Мы будем любить группу "Сплин" не нуждаясь в ответном чувстве.

Зная другие

Зная другие альбомы Александра Васильева, могу сказать одно - альбом мне не понравился и не запомнился. Исключение - песня "До встречи", которая всегда будет звучать одинаково ровно в голове, строчка за строчкой. Альбом одной песни для меня - другие остались мною не раскрыты, увы. Н. Дивенский

я-старый

я-старый любитель музыки.Сплин слушаю лет пять.Воспитывался на западной гамме . кого вы ругаете? единственная группа,которую можно с удовольствием слушать(из русскоязычных). "катится камень"-шедевр.да весь новый альбом-супер. нужно услышать.не пейте во время саунда. а красивые слова,вернее,словосочетания,соединяющиеся в предложения и текст,со снобистской критикой-в корзину. доростите до этого уровня.

Да полная

Да полная фигня, а не альбом. Я, как и большинство предыдущих ораторов, являюсь давним почитателем творчества товарища Васильева. Правда, давненько что-то не слышал его "вживую", вот и решил восполнить это досадное упущение. К тому же как-то промухал выход нового альбома, сейчас понимаю, что и неудивительно... А тут узнал, что "Сплин" целых два дня на "Горбушке" - загорелся и собрался за билетами, а параллельно в рекламе и прочитал, что один день (как я понял, именно 3 апреля, когда я и собирался на концерт) полностью посвящен последнему альбому. Конечно же, я, не откладывая в долгий ящик, занялся его прослушиванием, но половину песен из альбома мог слушать только до той же самой половины - такая тоска (но не сплин, а именно тоска зеленая) и муть, что слушать невозможно. Тексты ни о чем и безликая музыка. Я опять же не музыкальный критик и не собираюсь расходовать время на оправдание автора и поиск каких-то скрытых глубоко-глубоко смыслов, но... Расстроил меня Александр, поэтому вечеру 3 апреля я найду более достойное применение и буду ждать выхода очередного альбома, слушая тем временем любимейшие "Гранатовый альбом", "Альтависту", "25 кадр" и "Черновики"...

самый

самый пронзительный альбом, полон отчаяния и безысходности. о какой легкости вы говорите?

зачем ты

зачем ты обижаеш ГУРУКЕНА? почему ты не уважаеш его мнение. ведь только он ЕДИНСТВЕННЫЙ прав. какая пронизтельность? ты очом? у них песня есть там даже ДЫШИ ЛЕГКО. таак што лёгкость там - ЛЁГКОСТЬ!!!

Диагноз: музыка

Диагноз: музыка для депрессивных психопатов с суицидальными наклонностями.

Не так. Первая

Не так. Первая половина альбома (треки 1-9) на мой взгляд продолжение депрессии Раздвоения личности. А вот вторая половина альбома (треки 10-18), на мой взгляд, попытка выйти из этого состояния. Две половины слушается как два разных альбома. Скопировал в плеер для переслушивания треки 5 и 10-18. В целом нравится, особенно 10, 14 и 15 трек. Не понравилось полное отсутствие юмора и иронии в альбоме. Нет ничего типа Время начинать матч, короче, ничего не улыбнуло в альбоме. Печально.

"Не понравилось

"Не понравилось полное отсутствие юмора и иронии в альбоме" Полное? Чувак, ты чем слушаешь? Трек 11 "Я думал жизнь полна кошмаров, вурдалаков, санитаров - вышло все как раз так!" Первое что вспомнилось. Не то чтоб смешно, но забавно. Скопировал в плеер весь альбом, удаляю треки по мере... хм, надоедания. Всем советую так делать. Так можно выявить и лучшие песни альбома. 14 - Выпусти меня отсюда - пожалуй лучшая. С муз. точки зрения вообще лучший диск со времен 25кадра, это факт. Однако с первыми двумя-тремя дисками (до Гранатового) ничто не сравнится, там почти каждая песня - шедевр. Повторю, почти. Считаю глупостью завывания комментаторов вроде "ах ты го%нюк, ты отругал мою любимую группу, да можешь ли ты лучше, а не можешь молчи, да ты..." и прочую ругань. Чувак просто пишет рецензии, довольно адекватно, судя по тому, что я щас у него прочел (я о Гуру Кен), вы точно так же можете писать, а не ругаться (раз уж вы просите его записать "альбом лучше").

Ну фиг знает,

Ну фиг знает, что-то у меня совсем другое мнение... Я, конечно, не музыкальный критик, и мне сложно воспринимать этот альбом с их точки зрения, но ведь альбом не для них и выходил. Просто... Даже не знаю, как это назвать. Нет, Васильев, конечно, в отличной "форме", но, начиная с "раздвоения личности", он как-то довольно резко начал меняться. Если рассматривать этот альбом с позиции почитателя творчества этой группы (но не ФАНАТА, правда, я не до конца понимаю, что обычно вкладывают в это понятие), то Сплин стал играть в совершенно другом стиле. Для меня 25 кадр был и остаётся любимым альбомом, так ярко и жестко характеризующим эту группу - отличный, по большей части взрывной и агрессивный, но местами и меланхоличный рок с гениальными пронзительными текстами и характерными нотками тоски, безысходности, а точнее - именно "сплина", как в словах, так и в музыке. В "сигнале" же я услышал вылизанные и отточенные фонограммы, которые хоть и стали звучать дороже и взрослее, кажутся обезличенными и скудными. Что касается текстов, то тут, на мой взгляд, выходит парадокс: это до сих пор Васильев, но это уже не Сплин. Можно, конечно, всё списывать на кардинальные смены состава со времён 25 кадра (раз уж я взял его за точку опоры), но ведь Саша-то никуда не уходил, всё как было, так и остаётся в его разумении. Рождение сына, безусловно, веский аргумент. Но, видимо, как раз из-за этого "Сигнал из космоса" получился этаким "альбомом для своих", который соберёт заслуженные (безусловно) похвалы, помелькает и отправится на полку для пополнения коллекции и нечастых прослушиваний. Хотя 3-4 песни с этого диска уже перекочевали в мой ipod. P.S. Всё вышенаписанное является ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО моим мнением, коим я никого не хотел обидеть и вызвать на спор, я всего лишь описал свои мысли и эмоции, вот и всё.

Да, всё

Да, всё правильно - "Сплин" стал другим. Не лучше и уж точно не хуже, но другим. Не было б "25-го кадра", "Гранатового альбома" и др., вряд ли бы я вообще обратил на него внимание по сегодняшнему времени. Однако стоит вас пожурить за то, что заливаете в iPod песни, а не альбомы. Не солидно как-то, ну да ладно. Гуру Кен кретин и дурак, и больше добавить к этому нечего. Для того чтобы убедиться в этом достаточно прочесть его рецензию на альбом "Проституция" замечательного во всех отношениях коллектива "СегодняНочью". Написанное выдаёт в нём (Гуру Кене) имбецила и полное ничтожество. Ему бы в сортирах стены расписывать с такой-то рожей! Впрочем, иногда и у него бывают проблески озарения. Редкие, но бывают. Вот, кстати, рецензия на "Сигнал из космоса" мне понравилась. Сразу заметно, что человек не злоупотреблял алкоголем и психотропными, и даже в кои-то веки принял душ. Сел и написал со свежей головой и чистой совестью.

Еще об этом