17 сентября состоялась съемка программы «Достояние Республики», посвященная памяти Муслима Магомаева.
Свои версии песен Муслима спели Эмин Агаларов, Алексей Воробьев, Валерий Меладзе, Мефодий Бужор, Тамара Гвердцители, Марк Тишман, Максим Катырев, Валерия и Филипп Киркоров.
Совсем неудивительно, что в этот вечер слово «великий» было произнесено едва ли не каждым из присутствовавших на программе. Это понятно и объективно, чего уж там.
Удивительным показалось другое. Тамара Синявская категорически отказывалась слезать с обжитых горних котурнов, и заговорить о Магомаеве живым языком. Ее позиция была понятна и сверхпонятна - никаких бытовизмов, никаких жаргонизмов, о большом артисте следует говорить с придыханием.
Нисколько не отрицая права Синявской на именно такую постановку вопроса, все же хотелось говорить о нем, как о живом человеке. Он ведь и сегодня жив - его любят, как мало кого в нашей стране (и не только нашей), его песни слушают, его голос обожаем и знаком каждому.
Спасибо Юрию Григорьеву, знаменитому конферансье, который смог хоть немного рассказать о Магомаеве как о человеке. Это ценно, поскольку великий (да-да-да!) артист был невероятно закрыт и для прессы, и для большинства коллег. Позволю себе пересказать григорьевскую байку.
Много раз Григорьев расхваливал Магомаеву, с которым дружил всю жизнь, прекрасную кухню ресторана «Грот» в Таллине, где Муслим никогда до того не выступал. И вот, наконец, концерты в Таллине. Звонят - все столики заказаны. Наконец, удалось договориться о столике. Приезжают в ресторан и видят такую картину - заказанный стол уже сервирован, и уставлен блюдами. Официант поясняет, что это стоит 48 рублей (большие деньги, половина стандартной зарплаты по тем временам), надо оплатить и садиться.
Тогда Муслим Магомаев вежливо сообщает, что он готов оплатить, дает официанту деньги. А потом... просит унести все со стола до последней крошки.
И - заказывает с друзьями то, что захотелось заказать.
Это был щедрый человек, и не только душевно щедрый. Арас Агаларов вспоминал, что Муслим никогда не позволял в компании хоть кому-нибудь заплатить за ужин. Тут же махал рукой, и доставал бумажник. И всегда, в любой компании, был подтянут, строг, всегда в центре внимания. Харизматик на сцене и в жизни. Это очень редко бывает даже среди больших артистов.
А я вспомнил, что у меня на старом пахучем бобинном магнитофоне было три культовых, как теперь принято выражаться, бобины - «Машина Времени», Pink Floyd и Муслим Магомаев. Эти бобины заигрывались мною до дыр в физическом смысле слова, клеились, снова заигрывались и снова клеились... Потом я никогда не встречал на виниле или CD такой компиляции, что была у меня дома. Видимо, пираты существовали уже тогда. А потом, когда появились мобильники, «Мелодия» долго жила рингтоном на моем мобильном.
Пахмутова и Добронравов, как про сегодняшний день, рассказали, как же трудно и долго обтачивалась каждая фраза, каждая нюансировка «Мелодии»... Это была другая порода людей. Другой класс артистов.
Уходящая натура.
Гуру КЕН
Комментарии