В Органном зале Сочи прошел мастер-класс знаменитого флейтиста Массимо Мерчелли в рамках VII Зимнего международного фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета.
Традиционно мастер-классы на фестивале Башмета проходят в формате телемостов посредством интернета между Сочи и другими городами - Екатеринбургом, Ростовом, Новокуйбышевском и другими. Так было и в этот раз.
- Хорошо, что ты играешь разную программу - и тутти, и соло, - но когда ты будешь играть с оркестром, тебе придется играть разным звуком, потому что тебе придется сливаться с оркестром, - принялся объяснять юной флейтистке мэтр. - А когда ты играешь соло, необходимо играть ярче и выразительнее. Есть разница, - если в большом оркестре ты играешь тутти, то можно играть форте. У Вивальди, например, флейта не должна быть громче скрипок, а у него всего три первых скрипки. Решающим моментом, отчего я стал играть на деревянной флейте - Найман, Пендерецкий, Морриконе писали для меня специально, недавно Губайдуллина написала для меня произведение, - был тот фактор, что деревянная флейта лучше сочетается со струнной группой, чем металлическая, серебряная или золотая. Металлическая флейта появилась чуть больше ста лет назад, и вся музыка старше подразумевает исполнение именно на деревянной флейте.
Самой больной проблемой практически для всех юных музыкантов из всех городов, на чем бы они ни играли, является чрезмерно ровная громкость, зачастую завышенная. Принялся бороться с этой детской болезнью и Массимо Мерчелли.
- Что такое развитие? С чего-то начинается, а потом становится все больше и больше. Если ты начнешь слишком громко, тебе уже не на чем будет делать крещендо! Когда повторяющаяся фигура - делай один раз форте, другой раз пиано. И еще. Очень важно играть одну и ту же ноту с разной аппликатурой. Когда начинаешь упражняться, особенно в высоком регистре, это очень важно. Одни и те же ноты могут быть сыграны разной аппликатурой, и в зависимости от музыки, от контекста, от пассажа, от духа музыки и тембра, который вам нужен, вы должны уметь автоматически подбирать аппликатуру. А можно любую ноту сыграть пятью вариантами аппликатуры. От этого зависит успех вашего исполнения. На струнных инструментах от аппликатуры зависит тембр, который вы извлекаете. Для духовых это важно точно так же.
13-летний Тимур Бондаренко, живущий в Тольятти, сыграл из Энеску.
- Ты играешь очень хорошо, я получил удовольствие. Ты знаешь, кто такой Энеску?
- Румынский композитор, скрипач.
- Энеску был учителем Иегуди Менухина и Отто Угги. Сочетание того, что он был выдающимся скрипачом и композитором, наложило отпечаток на его музыку. Начинается с медленной части, и это похоже на извлечение звука на нижних струнах скрипки, должно быть певуче и распевно. Это противоположно технике флейты - у нас в нижнем регистре звук более тяжелый. И все-таки нужно добиться легато. Делай легатиссимо, не артикулируй ноты. И дыхание должно быть легким, как цезура в речи - у зрителя не должно быть ощущения, что ты вдыхаешь только потому, что у тебя закончился воздух в легких. После паузы звук начинается с той же громкостью, тем же тембром, что и до паузы. Пауза - это тоже звучащая музыка. Ты не можешь выходить из паузы иначе, чем вошел в нее. Играй мягче, не нужно жестко отсчитывать каждую долю. Играй гибко, как будто музыка только что пришла тебе в голову. И получится выразительнее.
Еще один секрет поведал Мерчелли.
- Там, где много бемолей - должен быть более темный звук. А в следующем моменте - диезы, и их стоит играть более светлым, радостным звуком. Вот чем извлечение си бемоля отличается от ля диеза.
Советы щедро сыпались от маэстро.
- Вот пошли вариации на основную тему. Важно показать структуру темы, чтобы вариации слушались с большим интересом. Энеску писал очень четко, в нотах у него черточки под каждой акцентированной нотой. Попробуй перед трелью сделать диминуэндо, потому что у этой трели нет цели шокировать публику. А при повторе трели можешь прикрыть и потом закрыть звук, - будет выразительнее.
Оказывается, это первый опыт мастер-класса через интернет у Массимо Мерчелли.
- Я очень впечатлен своим первым опытом преподавания через интернет. У меня много классов, и там я больше играю, чем рассказываю. Через интернет получается больше рассказывать, и оказывается, что это тоже работает!
Вадим Пономарев
Фото - Светлана Мальцева
Комментарии