Известный вокальный педагог, руководитель Молодежной программы Большого театра Дмитрий Вдовин провел интерактивный мастер-класс на Зимнем международном музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи.
- Когда ехал сюда, был не уверен, что кому-то во время Олимпиады будет интересен мастер-класс вокального педагога, - с ходу признался Вдовин. - Но вы собрались, и значит, есть интерес к музыке даже на Олимпиаде. Мы работаем с голосом, и это не тот инструмент, который можно почистить тряпочкой и начищенный положить в уголок. В этом вся сложность нашей работы.
Особенность мастер-классов на фестивалях Юрия Башмета - география. Благодаря сотрудничеству с компанией «Ростелеком» педагог, приехавший на фестиваль, ведет мастер-класс сразу на много городов. В залах музыкальных училищ установлены видеокомплекты, звук и картинка безо всякой задержки поступает в органный зал Сочинской филармонии. На этот раз мастер-класс посетили и, самое главное, поучаствовали в нем Ростов, Екатеринбург, Самара и Новосибирск.
Но начали все-таки с Сочи. Первым осмелился выйти на сцену студент 2 курса Сочинского училища искусств Давид Чикрадзе, знаменитому педагогу он спел арию из Генделя - второй романс Демона.
- У вас красивый баритон, но для публичного исполнения выбрали произведение, где вам пришлось выходить за пределы диапазона. Но сначала важное замечание. Приходя на мастер-класс, вы должны иметь три комплекта нот — один для аккомпаниатора, другой для педагога, третий — для себя. Почему для себя? Потому что вы волнуетесь, и наверняка забудете многое из сказанного, поэтому необходимо на своем экземпляре делать пометки.
Особенно строго Дмитрий Вдовин выговаривал юным артистам за нечеткое или неправильное произношение - как русского, так и итальянского языка.
- Произношение — это очень важно. Часто приходится петь на итальянском, кроме того, на этом языке говорит несколько сотен миллионов людей. Верное произношение даст вам ключ к исполнению, прислушайтесь к красоте произношения фраз итальянцами!
Еще одно качество, которое Вдовин не оставлял без внимания - органичность певца.
- Пение должно быть спонтанным, естественным. Как говорил Оскар Уйальд, самое трудное быть естественным. Так и для пения главное — оставаться естественным. Сейчас в опере роль театрального режиссера стала более важной, оперным артистам необходимо много работать над образами, и естественность — важнейший помощник для роли. Пойте с огромным чувством наслаждения — наслаждайтесь летящим красивым звуком.
А баритону Давиду мэтр напомнил:
- У Генделя партий для баритонов нет, сами баритоны появились только в XIX веке. Эту арию оставим тенорам и контр-тенорам, а вы поищите что-то более подходящее для своего голоса.
Следующим прослушиваемым стал 12-летний мальчик из Самары Валерий Макаров, продемонстрировавший красивый не по годам дискант.
- У тебя красивый голос и есть музыкальность, и это важно. С детьми работают отдельные специалисты, я этим не занимаюсь, но скажу несколько соображений. Это нежная песня! Не та, где нужно показывать силу голоса, напор. Как только ты переходил на мягкие краски, сразу стало понятно, о чем ты поешь. О чем песня? У героя песни - старенькая мама, и он поет ей, что обязательно вернется к ней и обнимет ее. У тебя же, наверное, молодая мама?
- Да! - не задумываясь, ответил Валера.
- А у героя этой песни - уже старенькая. И что касается произношения. В итальянском есть слова, которые произносятся как «мамма» и «мама» - у них разные значения - «мама» и «я тебя люблю», соответственно. В этой песне - «мамма». Попробуй спеть более проникновенно. У тебя красивый тембр — а тембр это самое прекрасное, что есть в голосе.
Еще один представитель из Самары спел с избыточным нажимом. Вдовин принялся объяснять про бережливость в изобразительных средствах.
- Перед подъемом мелодии голос прикрывают. Прикрытие — не для того, чтобы засунуть голос назад и вниз, а чтобы сделать его ярче! Петь надо музыкальнее. Когда выходит молодой человек, естественно, все ждут голоса, но еще больше - ждут таланта. Голосов много. Но бывает, что голос небольшой, но все говорят — как же он поет! Обратите внимание на подачу самого материала.
Новосибирск представила 18-летняя Ирина Кольчуганова, нежно и робко спев арию Джильды из «Риголетто» Верди. Вдовин обратил внимание на то, как она называла произведение.
- Когда объявляете, какую арию вы будете петь, всегда добавляйте к названию первые слова арии, - и все слушатели из разных стран будут понимать, что именно вы собираетесь петь.
А по поводу нежного голоса Вдовин сделал интересное обобщение.
- Вы нежно поете. Беда наших певцов, которых я слушаю на прослушиваниях в Большом театре и на конкурсах — они не ценят нежности. Исполнители хотят сразу агрессии, мощной подачи, стараются петь те партии, что написаны для певцов более сильного аппарата. А нежность - она трогает слушателей за сердце. Сберегите в себе эту нежность, хрупкость - сделайте это своим преимуществом.
Еще один ценный совет Вдовин дал про умение подавать материал.
- Еще одно название этой арии - «Рассказ». Вам надо видеть того, кому вы рассказываете эту историю, и именно ему рассказывать арию. Джильда рассказывает, как она кралась украдкой за возлюбленным— ну нельзя тут петь форте! Каждый знает, как это бывает при первой любви — красться украдкой, это особенная эмоция — и ее надо показать слушателю.
Следующим в видеотрансляции стал Ростов. 21-летний баритон Вадим Попечук крайне эмоционально пел Леонкавалло. Первым делом Вдовин обратил внимание на бурные аплодисменты в зале ростовского музыкального училища.
- Артист настолько сложная профессия, что его надо поддерживать и - хлопать! Часто в зале Большого театра на прослушиваниях сидит множество специалистов, но спел артист - и никто не хлопает. Ниже их достоинства. А надо хлопать!
Об исполнении Вадима мэтр сказал так:
- 21 год — для баритона это еще мало. Ария написана для полного голоса, зрелого по возрасту баритона. У Леонкавалло уже заложено много эмоций, и вам не нужно налегать на эмоции, оставайтесь на легато, иначе появляется не итальянская, а цыганская интонация.
Следом Дмитрий Вдовин сформулировал еще один важный постулат:
- Наша профессия связана с математикой, как ни странно. Вы должны просчитать каждую паузу, каждую ноту, длительность каждой ферматы. Для чего? Чтобы публика была заражена вашими эмоциями в предлагаемых обстоятельствах, это важно — мы же в театре. Вокалист должен заранее точно знать длительность каждой ноты, знать, когда он вдохнет, - просчитывать все до миллисекунды.
А дальше начался настоящий аттракцион. В зале Вдовин заметил баритона Андрея Жилиховского, который участвует в курируемой им Молодежной программе Большого театра, и приехал в Сочи для того, чтобы петь в «Евгении Онегине» постановки Юрия Башмета. И пригласил Андрей Жилиховского на сцену, предложив спеть ему дуэтом с Вадимом, куплеты по очереди. Заметив недоуменный взгляд Жилиховского, пояснил, что аккомпанировать будут из Ростова. И получилось! Связь оказалась устойчивой, без малейшей задержки (которую мы часто видим в прямых включениях телеканалов), - два баритона спели по очереди, на коде слившись в унисоне.
- Я не очень люблю мастер-классы, потому что мало что можно исправить реально. Но позволяет дать какие-то мысли... Сейчас ситуация потрясающая, мы сидим на берегу Черного моря, Андрей из Молдавии, Вадим и аккомпанемент — в Ростове. У нас свои Олимпийские игры!
Еще одно включение из Екатеринбурга. 15-летний тенор Александр спел романс Чайковского «Средь шумного бала».
- Немного неточно выбран материал — много хороших песен, но этот романс для много поживших людей, с большим жизненным опытом. Но ты так пел трогательно, что это очень ценно, и нужно сохранить эту нить на всю жизнь. Пой все фразы на русском. Не «свирелли», а «свирели». Не «тонкый», это устаревшее произношение, а «тонкий». Пой все фразы, как они должны звучать согласно правилам русского языка, - и получится гораздо более понятно и сильнее. У тебя не получается петь гласную «У» - она уходит в «О», и от этого страдает восприятие текста, что особенно важно для романса.
Напоследок Дмитрий Вдовин дал совет всем молодым исполнителям.
- Молодым артистам я всегда советую — пойте везде и всем, кому только можно. Показывайтесь везде, участвуйте в конкурсах. Страна большая, и пробиться очень сложно. Каждый может подать документы на поступление в Молодежную программу Большого театра. На сайте Большого театра вскоре появится объявление о наборе в Молодежную программу, подавайте электронную заявку — и мы вас прослушаем. Помните, что всегда найдется человек, который где-то на фестивале вас послушает, проконсультирует, пригласит куда-то, поможет — так устроена наша профессиональная жизнь.
Завершился мастер-класс романсом Чайковского «На нивы желтые» на стихи Алексея Толстого в исполнении баритона Андрея Жилиховского.
Вадим Пономарев
Фото - Алексей Молчановский
Комментарии