Необычно в этой пластинке почти все. И обращение к неоконченной опере Мусоргского «Лейб-Кампанцы», и неугомонный прогрессив на диковинных инструментах.
2015. CD, ArtBeat Music
Жанр: world, прогрессив, экспериментальная
Борис Базуров давным-давно имеет право на любые эксперименты. Когда-то он солировал в ансамбле народной музыки п/у Д.Покровского, с тех пор написал много музыки для театра и кино, стал самым известным российским стикистом (стик — длинный и широкий гриф электрогитары с 8-12 струнами, позволяющий играть тэппингом сразу несколько партий одновременно), а затем изобрел собственный инструмент гуслетар, гибрид стика и русских гуслей.
Где-то в 2000 году Базуров обратился к недописанной Модестом Мусоргским опере «Лейб-Кампанцы». В архивах сохранились только нотные наброски двенадцати тем народных песен, которые Мусоргский собирался использовать в опере по мотивам пушкинской «Капитанской дочки». Лейб-кампанцы — это гренадерская рота лейб-гвардии Преображенского полка, которая разгромила пугачевский бунт. Другое название этой драмы - «Пугачевщина». Именно под таким названием вышла симфоническая увертюра Базурова, однако нигде тогда не прозвучала.
А теперь «Пугачевщина» из симфонической увертюры превратилась в этно-прогрессив, и стала опорной композицией нового альбома Базурова и Ко. Неожиданное преображение, если не вспоминать о том, насколько Мусоргский органично перерабатывается самыми разными музыкантами, от Emerson, Lake&Palmer до Tangerine Dream, от Майкла Джексона до «Сектора газа», а последней удачной реинкарнацией стала джазовая пьеса Алекса Ростоцкого.
Борис Базуров [experience] умудрился соединить вполне привычные приемы прог-рока с симфонической феерией — тут звучат оригинальные колоколы из архивов, электронная скрипка Георгия Осмоловского, электронные струнные пады, африканская перкуссия Михаила Соколова, используются вокодеры, и торжественно-надрывно звучит голос самого Базурова. Увертюра «Пугачевщина» явно встанет наравне с лучшими обработками Мусоргского, это великолепная работа.
Что касается остальных девяти треков, то они производят не столь однозначное впечатление. Русские народные песни «Не по морю» и «Торопанишка», в отличие от «Пугачевщины», оказались почти лишенными аутентичной мелодики, а их эпическая суть обесценилась из-за не до конца ясной дикции — слова зачастую просто не разобрать. Музыканты-то шикарные, они много чего накрутили вокруг, очень интересно улавливать то потрескивания перкуссии, то тяжелую поступь гуслетара а-ля King Crimson... Но народные песни все равно жалко.
Большая же часть треков — авторские композиции Бориса Базурова. Они выдержаны в чистом этно-прогрессиве, буквально эталонном. World-специфика и необычный инструментальный состав дают им порой удивительные привкусы. «Стояло солнышко», например, только во вступлении использует несколько тем, а вокальная партия стартует с дополнительной «ступеньки». Рваный ритм и почти джазовые импровизации этого альбома перекликаются порой с нынешней Инной Желанной, но куда более жизнерадостней. Ошибки, впрочем, тоже схожи — народные или псевдо-народные вокальные мелодии существуют сами по себе, а остальные музыканты играют сами по себе. Это великий грех для композиции, скажет любой педагог или композитор. Мелодия требует развития, и это знают даже бабушки в деревнях, поющие аутентично. В свое время прогрессив потерял много слушателей из-за нежелания или неумения музыкантов работать с мелодией и композицией. Потому есть подозрение, что и этот альбом не всякий дослушает до конца.
И все же мы имеем прекрасный образец современного этно-прогрессива высочайшего класса. Пусть авторские треки проигрывают безупречно выстроенной композиционно «Пугачевщине» (это заслуга не Мусоргского, а именно Базурова!). Но Мусоргскому проигрывать не зазорно. Битва интереснее результата. «Пугачевщина» как альбом состоялась, и будет интересна широкому кругу ценителей прог-рока, world-music и джаза.
Оценка: 8 из 10
Гуру КЕН
Комментарии