Дмитрий Маликов не устает записывать нежные прекраснодушные альбомы инструментальной музыки, которые приятно слушать, но решительно не знаешь, как их использовать.
malikov.ru, 2015
Жанр: кроссовер, этника, relax
Так уже получилось, что дипломированный пианист Дмитрий Маликов из хорошей музыкальной семьи (папа — руководитель гремевших по стране «Самоцветов») взял за правило регулярно записывать альбомы кроссовер-музыки. Это случилось задолго до нашумевшей «Пианомании». Еще за 10 лет до нее Маликов записал первый кроссовер «Страх полета» (1997), в конце концов.
Поп-карьера у Маликова складывается более чем благополучно, так что времени на явно бескорыстные и некоммерческие альбомы с очень приличными музыкантами у него остается. Вот и в Cafe Safari мы слышим на духовых великолепного Сергея Клевенского, на вокале - певица Eshu и участница «Битвы хоров» Ляйсан Мингазова. Звучит Quattrosound string quartet, а концепцию разрабатывал сам Владимир Матецкий.
Жанр кроссовера подразумевает изначальное опрощение — дескать, простой народ ваших бахов и шнитке не поймет, им надо бы с барабанами и помелодичнее все. Маликов держит на уме еще и имидж романтичного артиста. В результате все как минимум семь кроссовер-альбомов Дмитрия (с Cafe Safari) удивительно мало чем отличаются друг от друга. Это романтичная фоновая музыка с фортепианными арпеджио и скупыми гармониями, обрамленная ненавязчивыми ударными и этническими намеками.
На Cafe Safari Маликов в курортном, как следует из названия, стиле перепробовал тьму разных устоявшихся стилистик: тут и Крутой-стайл (на самом деле Клайдерман-дискография), андские сику, греческие сиртаки, испанское фламенко, ирландская джига, и помесь всего европейского кроссовера. За одним исключением — кроме классики. Ее Маликов ни играть, ни цитировать, ни даже намекать на нее не стал.
Разница с Клайдерманом (с которым Маликов уже играл) или нашим Кондаковым для Маликова ощутима прежде всего в том, что когда слушаешь их записи или концерты, то слышно, что пианисты умеют играть. Не то, чтобы они бравировали виртуозными пассажами, но это органически слышно. Маликов же в который раз перебарщивает со стерильностью: его фортепианные пассажи смог бы сыграть ученик музыкальной школы. Но мотивация такого фундаментального упрощения до конца не ясна, потому что мелодий-то у Маликова нет. Все на уровне темок. Когда нет ни мелодий, ни виртуозности, ни необычных аранжировок — оценка качественности музыки неизбежно падает, ибо что же слушать?
Cafe Safari как раз пример недоверия музыкантов к своим слушателям, когда хочется даже кашку разжевать и положить в рот. Иногда это нужно. Но для некоммерческого альбома «на любителя» - кажется все же чрезмерным. Было бы гораздо ценнее, если бы Маликов из шаблонных «этнических» тем сделал феерическое фортепианное пиршество для ушей, которое не стыдно было бы показать на Mezzo или арт-фестивале Башмета. Пока — не так.
И все же Cafe Safari тот альбом, который можно и нужно слушать. Со всеми ошибками и находками он — атмосферное романтическое шоу для фонового прослушивания, и с этой задачей как раз прекрасно справляется.
Оценка: 6 из 10
Гуру КЕН
Комментарии