1. Сербия – 268 очков;
2. Украина – 235 очков;
3. Россия – 207 очков;
4. Турция – 163 очка;
5. Болгария – 157 очков;
6. Белоруссия – 145
очков;
7. Греция – 139 очков;
8. Армения – 138 очков;
9. Венгрия –
128 очков;
10. Молдавия – 109 очков;
11. Босния и Герцеговина – 106
очков;
12. Грузия – 97 очков;
13. Румыния – 84 очка;
14. Македония –
73 очка;
15. Словения – 66 очков;
16. Латвия – 54 очка;
17.
Финляндия – 53 очка;
18. Швеция – 51 очко;
19. Германия – 49 очков;
20. Испания – 43 очка;
21. Литва – 28 очков;
22. Франция – 19 очков;
23. Великобритания – 19 очков;
24. Ирландия – 5 очков.
Арена ущемленных амбиций
Юрий Аксюта на предконкурсной пресс-конференции гордо заявил, что именно Первый канал смог распиарить конкурс внутри России до такой степени, что рейтинг телетрансляции местечкового конкурса для домохозяек стал соразмерим с самыми популярными программами всех отечественных каналов, вместе взятых. Парадокс в том, что такой феномен наблюдается не только в России. Почти во всех восточноевропейских странах телевизионные рейтинги трансляции конкурса выросли до небес. А вот в старых странах Европы такой тенденции нет.
Уже несколько лет подряд страны из бывшего Восточного блока с остервенением бьются за победу – готовят остроумное шоу, нанимают дорогих стилистов, посылают своих лучших артистов и нервно-ревниво отслеживают результаты голосования соседей. То, что раньше было свойственно таким малышам, как Мальта или Андорра, теперь бич гигантов по европейским масштабам – Украины, Белоруссии или Польши. Не говоря уж о России. Функционеры Европейского вещательного союза отмечают, что количество аккредитованных журналистов и музыкальных туристов из этих стран выросло в десятки раз.
«Евровидение» незаметно стало ареной ущемленных амбиций. Новые страны Евросоюза горят желанием доказать, что они уже совсем европейцы. Остальные – что не хуже европейцев. Собственно, какая же мотивация есть у Старой Европы? Да никакой.
Ориентация – на фриков
На «Евровидении» никогда не побеждали высококлассные артисты. Исключения вроде ABBA и Celine Dion только подтверждают правило. Последние победители – посредственная поп-певица Руслана и посредственная рок-группа Lordi – еще на слуху. И нынешняя победительница, сербская певица Marija Šerifovic, тоже не блеснула вокальным мастерством или феноменально хитовой песней.
Мария Шерифович тоже не блеснула вокальным мастерством или феноменально хитовой песней
Она исполнила простенькую балладу «Молитва», но сделала это мощно и ярко. Бьющий в глаза агрессивный имидж буча (активной лесбиянки) и жалостливые интонации покорили телеаудиторию. И даже кокетливо хохочущие блондинки из подтанцовки на словах «Молитва на губах моих как жар сгорает» не смутили ее фальшью. Появится ли завтра эта песня во всех европейских чартах и радиоротациях? Конечно нет.
Артистам из признанных музыкальных стран – Англии, Франции, Швеции – совсем нет резона рваться на конкурс «Евровидение». Хотя бы потому, что он вне основных мировых музыкальных тенденций, которые так интересуют этих артистов. Большинство музыкального материала родом из балласта 80-х. Ретрочудовища ходят по сцене и развлекают ужимками глаз телезрителя. Актуальных песен нет, и даже если они появляются, то победы им не светит. Скажем, актуальный сейчас R’n’B прозвучал только в песне у поляков, и они даже не вышли из полуфинала. Самые известные и кассовые в Европе из конкурсантов – DJ BoBo (Швейцария) и The Ark (Швеция). Первый не прошел полуфинал, вторые заняли 18-е место.
Принципиальная фриковая ангажированность «Евровидения» особенно бросается в глаза при сравнительном прослушивании треков конкурсантов и треков из главного мирового чарта Billboard 200. Разница невероятная.
Единственной, кто поставил на качество музыкального материала, оказалась в этом году Россия. Трек вынырнувшего из затишья Макса Фадеева хоть и вторичен по отношению к Black Eyed Peas или даже Майклу Джексону, но плотно аранжирован, нашпигован модными звуковыми фишками и примодненно спет. Причина, по которой этот коммерческий продукт появился в Хельсинки, до невозможности проста. Фадееву нужен пиар нового проекта в постсоветских странах, и он его бесплатно получил. Судьба концертной деятельности «Серебра» в ближайшие годы выглядит безоблачно счастливой.
Единственной, кто поставил на качество музыкального материала, оказалась в этом году Россия
Возможно, такой циничный подход куда разумнее эмоциональных истерик наших соседей-украинцев. Даже если «Серебро» заняло бы не третье, а 18-е место, дело было бы сделано. А вот Верке Сердючке отступать некуда. За ее спиной – кипящая злобой и изрыгающая проклятия добропорядочная поющая Украина. Место вне первой тройки означало бы, что они правы. Что безголосый фрик с пятым размером поролоновой груди «опозорил» Украину.
И Андрей Данилко старался изо всех сил. Такого уморительного актерского шоу не припомнить в последние годы. Вместо пиротехники – внушительный бюст. Вместо эстрадного вокала – кричалки и сопелки. Пафосные взмахивания руками, и тут же – сброс пафоса в неуклюжие танцевальные движения. Обвешанная блестками с головы до ног Сердючка бегала за телекамерами, хлопала по внушительных размеров задам своих бэк-вокалисток, а на коде и вовсе сделала недвусмысленный сексуальный жест. И сработало! Отягощенная политкорректностью и гендерной самоидентификацией Европа на три минуты сбросила груз ответственности и от души посмеялась. От души – про это славяне умеют напомнить.
По сути, именно Верка Сердючка одержала главную победу на этом конкурсе.
Политика ушла и не вернется
Надо отметить, что еще недавно «Евровидение» рассматривался как в определенном смысле политический конкурс. Что-то вроде программы «Время» на Первом канале (и в советское время, и при нынешнем президенте). Кого поощрить, кого на каторгу сослать – ловим указания из туманного европейского верха. Однако появление огромного количества новых государств на карте Европы свело политическую составляющую к нулю. Мировоззрение ирландцев и, например, албанцев – страшно далеки друг от друга, а вес голосов равновелик. Теперь симпатии телезрителей определяются простыми земными пристрастиями. Пресловутое голосование за артиста соседней страны вызвано не глобальным политологическим раскладом, а тем, что дома ловится телеканал из соседней страны, да и сам артист приезжает с концертами каждый месяц. И только.
Если в Германии живет три миллиона турок, то голоса любому турецкому артисту обеспечены. Если в Эстонии третья часть населения – обиженные властями русские, то стоит ли удивляться 12 баллам для «Серебра» от Эстонии? Это нормальные человеческие чувства. Наконец, победителем «Евровидения-2007» стала сербская певица, и следующий конкурс пройдет в Белграде. Недавно почти полностью разрушенном европейскими и американскими бомбами, но непокоренном. Уж какая политика…
В проигрыше оказался только «заточенный» под гей-аудиторию Дима Колдун. И тоже не потому, что он из страны-изгоя. В полуфинале он еще выделялся своим имиджем, но в финале что-то с ним случилось. И пел гораздо хуже, и конкурентов с тем же имиджем прибавилось. Шестое место, впрочем, тоже далеко не провал. Но и безоговорочным успехом (учитывая ставки букмекеров на 1–3 место) никак не назовешь, как на смех зрителям пытался представить продюсер Филипп Киркоров и приближенные к нему журналисты в эфире Первого канала по окончании конкурса.
«Евровидение-2007» завершилось. В первой шестерке – пять славянских артистов. Надо совсем утонуть в хитросплетениях шоу-бизнеса, чтобы не порадоваться этому простому ясному факту. Давайте порадуемся.
А корабль «Евровидения» поплывет дальше. Мы знаем только следующий причал – Белград-2008. И должны же мы на этом самом ненужном конкурсе песни в Европе когда-нибудь победить!
Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Комментарии